Руны — основной магический алфавит Центральной и Северной
Европы. Это не просто система знаков, предназначенных для передачи
информации. Они заключают в себе символические значения, далеко
выходящие за рамки представлений материалистической теории информации.
Интерес к рунам неоднократно возрождался в течение всего XX столетия.
Совместное применение научных и эзотерических методов сделало руны
важной областью теоретического и практического эзотеризма. Некоторые
академические исследователи рун сожалеют о таком положении дел. По их
мнению, свидетельства о магическом или символическом использовании рун в
прежние времена явно недостаточны для того, чтобы восстанавливать их
сегодня. Но эти ученые едва ли способны приблизиться к представлениям,
лежащим вне их опыта: все они являются представителями современного
материалистического мировоззрения, которое отрицает истинность другого,
альтернативного видения реальности. Даже если они и правы, это ни в коей
мере не обесценивает современные эзотерические исследования и практику.
Смысловые связи слова "руна" сами по себе показывают, что даже в
самой глубокой древности руны были частью духовного таинства,
непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Это значение
явно проступает в языках Северной Европы, где оно близко примыкает к
группе слов, обозначающих "шептание": в их числе старокельтское слово
"run", средневаллийское "rhin", староанглийский глагол "rown" и
современное немецкое слово "raunen". В современном ирландском языке
слово "run" означает "секрет" или "решение", "rundiamahair" — тайну,
"runai" — это секретарь, а "runcleireac" — чиновник для особо важных
поручений. Как свидетельствуют современные ирландские слова, рунами
обычно пользовались для гадания и принятия решений. В англосаксонской
Англии совещания государственных советников назывались "рунами". К рунам
на таких собраниях прибегали, когда возникали затруднения. В
традиционной шотландской системе фермерского хозяйствования, известной
под названием Run-Rig, жребии (руны) использовались для того, чтобы
определить, какой "rig"(надел) достанется какому крестьянину.
Происхождение рунического алфавита или, если точнее, "Футарка" долго
было предметом ожесточенных споров между исследователями древней
европейской культуры. Теории возникали и исчезали в соответствии с духом
времени, а ученые выводили руны то от финикийского, то от
полинезийского, то от классического греческого, латинского, этрусского
или готского письма. В некоторых случаях шовинистически настроенные
националисты и даже расисты использовали теории о происхождении рун для
обоснования заявлений о собственном национальном превосходстве. В таких
случаях они утверждали, что руны возникли совершенно независимо, не имея
предшественников, и были творением той национальной группы, к которой
принадлежали сами исследователи. Даже теперь, несмотря на множество
научных изысканий и умозаключений, существует множество противоречивых
мнений. Большинство ученых, однако, считают доказанным, что, как
алфавит, рунические знаки происходят от североиталийского письма,
употреблявшегося этрусками. История свидетельствует о том, что руны
использовались этрусскими торговцами янтарем, которые завезли их из
Италии через Центральную Европу на побережье Балтийского моря. Имеются
также археологические свидетельства о связи между североиталийским
письмом и рунами. При раскопках в районе Негау в Австро-Венгрии в 1812
г. было обнаружено 26 бронзовых шлемов с полями, датируемых IV в. до н.
э. На шлемах были выгравированы надписи на германском языке, среди них —
имя бога войны. Интересная особенность этих шлемов заключается в том,
что все надписи выполнены североиталийским письмом. Однако, несмотря на
эти доказательства, некоторые исследователи считают рунический алфавит
прямой модификацией римского письма. При статистическом подходе можно
обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию
соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв
всего 8. Но этот аргумент слабоват, поскольку в римском алфавите есть
еще пять букв, похожих на руны, но не идентичных с ними. Кроме того,
некоторые буквы в этрусском, древнелатинском, римском и руническом
алфавитах почти идентичны между собой, доказывая тем самым свое общее
происхождение от финикийского алфавита Ахирама, употреблявшегося около
1000 г. до н. э. Но в любом исследуемом алфавите можно обнаружить
различные отклонения в написании одних и тех же букв. Какое количество
таких отклонений превращает "старый" алфавит в "новый" и "другой",
зависит, прежде всего, от позиции исследователя. Без сомнения, страсти
вокруг аргументов будут бушевать до тех пор, пока люди будут
интересоваться рунами.
На протяжении всей истории алфавитов, магических и не-магических,
отдельные ученые, мистики и правители играли важную роль в составлении
нового порядка букв. Некоторые исследователи считают, что это касается и
рун. Предполагается, что онисформировались тогда, когда некоторые из
оккультных знаков, высекавшихся ранее на скалах и употреблявшихся при
гадании, стали ассоциироваться с отдельными буквами трансальпийских
алфавитов. Осуществление такого синтеза отображено в мифе о
самопожертвовании Одина. Согласно этому мифу, открытие рун для
человеческого использования произошло в результате ритуального
самоистязания. В строфах 138 и 139 норвежской поэмы "Речи Высокого" мы читаем:
Знаю, висел я в ветвях на
ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину в
жертву себе же на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.
Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны,
стеная, их поднял, и с дерева рухнул.
Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной
магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью
культуры многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии До Северной
Америки. В мифе об открытии рун Один (подобно древнегреческому Гермесу,
являющийся богом магии, поэзии, вдохновения и гадания) прибегает к
шаманской практике. В прежние времена шаманы пользовались экстатическими
методами для достижения измененного состояния сознания. Они верили, что
таким образом они посещают миры, лежащие вне этой материальной
действительности. В этот метод входило отшельничество, соблюдение поста,
употребление натуральных галлюциногенных веществ растительного
происхождения и физическое самоистязание. Как явствует из мифа об Одине,
овладение рунами было связано с самоистязанием на дереве в течение 9
дней и ночей — традиционного магического срока. Вследствие этой ордалии
исторгнутая мучением вспышка внутреннего видения позволила Одину
постигнуть весь потенциал рун для употребления их человеком. Очевидно,
это произошло в результате слияния предрунических оккультных знаков,
интуитивно использовавшихся для гадания, с рациональным фонетическим
алфавитом. Это был редкостный момент агонии и экстаза, под влиянием
которого обе стороны человеческого разума — интуиция и рациональность —
дали единый отклик на один и тот же знак.
Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с
буквами средиземноморских алфавитов ясно указывает, что многие руны
берут начало от двух основных источников. Создатель рун, земной Один,
объединил две системы. Это было совершено посредством глубокого
понимания, позволившего добраться до общего, глубинного уровня, лежащего
в основе обеих систем, прежде существовавших раздельно.
Независимо от того, из какого источника происходят отдельные
рунические знаки, те рунические буквы, какими мы их знаем, не были в
своей массе взяты из какого-либо другого письма. В отличие от других
алфавитов, изначально являющихся производными финикийского письма, в
руническом алфавите буквы расположены по-другому: F, U, Th, A, R, K.
Поэтому рунические алфавиты часто называют Футарками. Однако это новое
расположение букв, которое многие считают основным доводом в пользу
создания рун одним творцом, не является таким нерациональным, как это
может показаться. Если принять во внимание смысловые значения рун, то
этот порядок весьма рационален и связан со сменой времен года. "Именно
внедрение оккультных знаков из районов Средиземноморья, Альп и Северной
Европы в новую систему является наиболее важным аспектом генезиса
рун"(Найджел Пенник). В далекие времена, семь тысяч лет тому назад,
глиняные изделия, относящиеся к культуре Винка на Балканах, несли на
себе оккультные знаки, многие из которых по своей форме напоминали руны,
появившиеся более чем пять тысячелетий спустя. К тому же, многие
оккультные знаки, известные сейчас как руны, уже существовали в виде
фигур, использовавшихся в наскальных рисунках. Пиктографические
наскальные росписи возникали в различных районах Европы, наиболее
отчетливо во время позднего бронзового и раннего железного веков
(1300-800 гг. до н. э.). Такие росписи часто называют
"хэлльристинингар"(по названию их в Скандинавии), хотя подобные образцы
встречаются в Британии, Ирландии, Испании, а также в Германских,
Швейцарских и Итальянских Альпах. Эти хэлльристинингары содержат
разнообразные оккультные знаки, которые можно найти в самых ранних
рунических алфавитах.
Даже в наиболее развитой форме многие руны обнаруживают свою
пиктографическую сущность. Считают, что первая руна, Feoh, обозначающая
рогатый скот, напоминает рога коровы, а вторая, Ur, передает форму
сильного тела дикого быка. Третья руна, Thorn, формой похожа на шип.
Подобным образом, шестая руна, Kennaz или Cen, воспроизводит древний
осветительный прибор, "kienspanhalter". Восьмая руна, Wyn, имеет форму
флюгера. Руна Nyd, которая означает "потребность", похожа на
лукообразное приспособление, использовавшееся в старину для разжигания
священных костров "чистого огня", а руна льда, Is, имеет форму сосульки.
Elhaz или Eohh связана с лосем (Elk) и напоминает его ветвистые рога.
Ehwaz и своим названием, и формой напоминает тело лошади. Lagu — это
лук-порей, или вода, переливающаяся через край (эта руна символизирует
воду), а Odal имеет форму ограды. Руна Yr обозначает лук и похожа на
него своей формой. Stan имеет форму камешка или фишки, используемой в
настольной игре, а Wolfsangel формой подобна "волчьему крюку",
употреблявшемуся в былые времена. Руна Zin — это удар молнии, атрибут
одноименного бога небес. Erda, подобно Odal, огораживает землю, Sol
представляет собой солнечный диск с лучами света.
Из сохранившихся древних текстов известно, что каждая руна с давних
пор имела специфическое значение. Эти рунические поэмы —
англосаксонская, норвежская и исландская — дают нам знать, что для
описания отдельного знака или буквы использовались некие специфические
объекты или понятия. Вследствие этого каждая руна сама по себе
представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект
существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры
реальности. Таким образом, каждая руническая буква является
символическим хранилищем знаний и понятий, которые становятся явными при
более глубоком изучении. Согласно этому представлению, каждая отдельная
руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта через
специфические предметы или процессы, характеризуемые руной. Но, в
отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были
жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается
до сих пор. Эта особенность делает его очень динамичной и созидательной
областью знаний. В сущности, значение каждой руны фиксировано,
соответственно описанию в рунических поэмах. Но, поскольку с каждым
новым днем создаются новые вещи, приобретается новый опыт, происходит
развитие и формирование новых взаимоотношений, эти кажущиеся
фиксированными значения рун могут обогащаться новым смыслом в
зависимости от новых обстоятельств. Каждое время и каждое место
неповторимо и ни на что не похоже; поэтому действие рунических архетипов
должно соотноситься со специфическими условиями данного момента.
Благодаря особой связи каждой руны с определенной вещью или
свойством, пользуясь комбинациями рун можно описать или исследовать
каждый аспект всего существующего. Руны в своей символической роли
рассматриваются как аналоги реальности, — таким образом, каждая
комбинация букв передает совокупность событий. Именно в силу вечно
подвижной природы всего существующего, никто не может дать окончательную
формулировку значений рун. Имея в виду эту гибкость, современные
мастера рун свели совокупностьпонятий и связей, составляющих сущность
рун, в детализированную и стройную систему. Этот процесс продолжается и
сейчас. К сожалению, большая часть академических ученых проходит мимо
этого аспекта рун, полагая, что их развитие завершилось в средневековый
период и, следовательно, является "дописанной книгой". Доктор Стивен
Флауэрс, написавший несколько превосходных книг о традиционном и
современном руническом знании, является заметным исключением в этой
тенденции. Ряд других ученых Германии и Англии сделали ценный вклад в
изучение рун и открыли новые перспективы в их исследовании как на
физическом, так и на духовном уровне. Рунические знания — это живая
система, которая возрождается, обновляется, восстанавливается и
совершенствуется как жизнеспособная область знания, равноценная любой
другой магической системе, используемой сегодня.
Для понимания Рунической системы магии (не важно, с какой конкpетной
системой вы работаете) вам вначале следует узнать подлинное значение
слова руна Согласно одной тайной традиции, руну (или формулу, содержащую
это слово) отец Гальдора (Один) прошептал на ухо своему мертвому сыну
Бальдру, когда тот лежал на похоpонных дрогах. Эхо этого слова,
прошептанного "на ухо Бальдру", разносится сквозь все эпохи. Его
услышали и вняли ему современные эрулианы -- "мастера рун".
Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или
"знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово руна -- аналог
латинского аpканум (напpимеp, "аpканы" Таро) или греческого мистерион
("мистеpия";). Это дает нам важнейшее свидетельство о истинном значении
слова. Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном
смысле. Скорее, это системы тайн или таинств. Все индивидуальные
секреты происходят из предвечного Великого Секрета -- Руны. Древний
корень этого слова первоначально означал "шепот" или "рев", "вопрос" или
"просьбу". Таким образом, мы видим, что pуна -- понятие двойственное. С
одной стоpоны, pуна вызывает перемены благодаря силе голоса, с дpугой
же стоpоны, она занята вечным поиском ответов на, казалось бы,
неразрешимые вопросы.
Понимание слова ведет к пониманию смысла тайны. Скрытое лежит вне
пределов нашего ментального и духовного постижения. Но именно скрытое
или тайное толкает нас навстречу новым приключениям, новым горизонтам и
новым открытиям. Что бы мы делали без интуитивного чувства в нашем
трехмерном мире, ограниченные обычными пятью чувствами, как бы мы смогли
эволюционировать, продвигаться вперед? Эта вселенская тайна была
постигнута древними тевтонами, интуитивно систематизирована и
закодирована в Рунической системе.
Кем бы вы ни были в эзотерической науке -- начинающим учеником или
посвященным мастером, -- на определенном уровне вы всегда поймете, что
идея, лежащая в основе Рунической концепции, является оккультной.
Одиническая ветвь Севеpной традиции основана на концепции,
закодированной в этом слове. Вот почему эта система, очевидно, лучше
всего подходит для постоянного активного поиска ускользающих ответов на
извечные вопросы.
Сила рун состоит в их способности стимулировать исследователя к
постоянному поиску. В этом поиске нет конца, и потому искатель на
Севеpном пути определяет свой успех сделанным пpогpессом. Успех
измеряется продвижением, а не достижением целей. В этом плане руны
являются универсальным принципом, соответствующим любым другим
магическим или религиозным системам. Однако только одиническая традиция
фокусируется на рунах как на цели или на самоцели.
В основании всех рунических систем, какими мы их знаем, лежит главное
понятие -- понятие руны. Но в самих магических pунических традициях
есть множество путей, по которым мы можем приблизиться к этим вселенским
мистериям. Нам ясно, что руна -- не просто буква или знак алфавита, а
нечто большее. Каждая руна состоит из трех элементов или аспектов:
- звука (песни),
- знака (формы),
- руны (скрытого закона).
Ни одна из частей этой триады не может существовать полностью
самостоятельно -- каждая из них является проекцией или отражением других
частей.
Звук, или фонетическое значение, руны проявляет свои вибрационные
качества в воздухе, или пространстве. Это магическое твоpческое качество
речи. Именно об этом качестве мы думаем, когда слышим о "слове Божьем",
о Логосе ("Слове" Нового Завета и гностиков) или созидательной вач
("речи") Брахмы. Эти космические принципы используют маги, распевая или
повторяя руны во время гальдорического акта.
Форма рунического знака -- это пространственное или зримое
качество руны. Но этот аспект может быть обманчивым, так как мы придаем
слишком большое значение всему зримому. Начертания (знаки) -- всего лишь
отражение истинных рун, навечно скрытых от наших пяти чувств. Они
существуют в иных измерениях, неподвластных нашему трехмерному миру, и
мы способны видеть только их приблизительные двухмерные диаграммы. Руны
сложны и многогранны, они вплетены в паутину, которая может еще более
усложнить понимание картины. Невозможно дать исчерпывающего определения
рунам, так как они безграничны и непостижимы. В практическом смысле руны
являются суммой общего закона и информации, выраженной в фоpме
начертаний и звуков. Звук -- это вибрация, начертание -- изображение, а
руна -- это закон, котоpый необходим, чтобы активизиpовать магию.
Подлинная руническая традиция учитывает несколько факторов. Вот они:
порядок знаков (имеющих нумерологические значения) и их общее число (16,
24 и т. д.); pазделение общего числа pун на тpи атта; форма каждого из
знаков; их фонетические значения; их специальные названия, а также весь
комплекс поэтической традиции, окружающий каждую руну. Каждый из этих
элементов назван здесь по определенной эзотерической причине. Если бы
руны были просто системой письма, нам нужны были бы только их зримые
характеристики и звуковые соответствия.
Работа с рунами
Для того чтобы по-настоящему подготовиться к эффективной магической
работе с рунами, витки должен уделить немало времени тому, чтобы руны
стали его собственными. Под этим я подразумеваю то, что, хотя руны
обладают различными трансперсональными реалиями и значениями, вы должны
открыть для себя эти реалии и активировать их в себе самих. Только тогда
возможен настоящий магический процесс.
Руническое мышление
Прежде чем использовать руны в магических целях, вы должны понять и
услышать их в глубинах собственного существа. Начните с первой руны фе и
уделите каждой руне от одного до девяти дней. Работайте с руной до тех
пор, пока не почувствуете удовлетворения -- не ощутите, что она "встала
на место". Медитируйте над ней, визуализируйте ее, читайте и заучивайте
стансы. Делайте все возможное, чтобы полностью впитать в себя значение и
смысл, форму и звук рунического символа.
Эти занятия могут носить формальный, ритуальный характер, а могут
проводиться по вдохновению. Важно здесь изучить руну на глубинном
уровне. В этом процессе большую роль играет сознательное отношение, но и
подсознательное впитывание в себя тонких элементов, которые руна
непосредственно посылает вам, не менее важно. Эти элементы, возможно,
проявят себя только через некоторое время, при бросании рун или в
практике гальдора.
Во время работы создайте график и заведите дневник, в который вы
смогли бы записывать результаты, мысли и продвижение процесса. Эти
записи окажут вам неоценимую помощь в дальнейшем.
Параллельно вы можете проводить другие магические эксперименты с
рунами и без рун, но неуклонно продвигайтесь в постижении закона
футарка.
Главы из книги Э. Торссона "Северная магия"