Трансперсональная психология.
Трудно предложить более точные и выверенные формулировки
трансперсональной психологии, чем те, которые предложены в книге «Основы
Трансперсональной Психологии» В. Козлова и В. Майкова. «В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной
стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством
публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой
стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти
не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже
признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и
Министерством здравоохранения). Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин
«transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском
университете в 1905 году и он по праву считается первым
трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие
религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать
новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей –
Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – было узаконено название
«трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого
слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер
слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что
трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области
личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие
аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и
повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное – или «более
чем персональное» – это попытка более глубоко, аккуратно и научно
представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно
включает в себя полный спектр сознания. По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать
переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы
индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом,
жизнь, дух и космос. Предлагаем вашему вниманию обзоры казино. Играть в лучшие онлайн казино прямо сейчас. Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше.
Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные
переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности
различных специальных областей знания. Трансперсональная психология – это учение о трансперсональных
переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а
также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической
жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые
вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить
или понять. Трансперсональная психиатрия – это область психиатрии,
занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее
предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым
интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных
явлений. Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой. Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов. Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов. Трансперсональное движение – это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины. Эти определения характеризуют направления исследования и задачи
трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не
исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности,
не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному
философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам
исследования. Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают
персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более
широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из
интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что
трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон). Трансперсональная психология – направление, возникшее в США в конце
60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре.
Основателями этого направления выступили широко известные философы,
психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э.
Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления
психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического
и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители
из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г
Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф.
Капра и др. В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы
рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова,
В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5,
12, 13) Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я. В противовес бытующему термину – изменённые состояния сознания (ИСС),
которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно
отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) – Гроф предлагает
использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в
себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например,
отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин
«нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение),
которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою» ), в
сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые
ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой
души, и, в связи с этим, «суженное» – в том смысле, как использует этот
термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы» ) – как состояние потенциально
суицидное и неизбежный спутник суицида. В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением
«смертного мира» – того, что хочется забыть (по разным причинам), и что
не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят
человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя
прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и
остроту конфликтов, а во внешнем – наркоманию и подобное. Однако,
сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей,
главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира
слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на
фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются
производными. Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные
понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении
многих веков основывались на систематическом интроспективном
исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций
разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто
соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной
науке. Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в
современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер
Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом – находили своё научное
мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением.
(В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14) Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С.
Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество
классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как
функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не
болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к
этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы
как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не
как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики.
Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики – это нередко
люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели
справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114) К трансперсональным переживаниям относятся:I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».А. Временное расширение сознания.Эмбриональные и плодные переживания. Родовые (наследственные) переживания. Коллективные и расовые переживания. Филогенетические (эволюционные) переживания. Постинкарнационные переживания. Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени. Б. Пространственное расширение сознания.Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого. Идентификация с другими людьми. Групповая идентификация и групповое сознание. Идентификация с животными. Идентификация с растениями. Слияние со всей жизнью и со всем творением. Сознание неорганической материи. Планетарное сознание. Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание. Внетелесные переживания. Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия. В. Пространственное сужение сознания.Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки. II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».Спиритические и медиумические переживания. Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями. Переживания других миров и встреча с их обитателями. Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий). Переживания встречи с различными божественными сущностями. Интуитивное понимание универсальных символов. Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини). Сознание универсального Mind. Сверхкосмическая и мета космическая пустота». (С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000). Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) – в
прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета:
«Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам
посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе
взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка.
Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш
психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если
психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, – все, что он может
дать вам – это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую.
Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся
фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, – юнгизированы.
Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все
должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот
фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью. На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал
психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было
восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда.
После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что
модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному
изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом – это была единственная
роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были
распределены: один из нас должен был быть врачом, другой – пациентом. У
меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в
том, что я – врач, а он – пациент. Суть игры состоит в том, каким
станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994). Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в
последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют
(или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит –
переживание, ведущий же – проводник, помощник (можно конечно и это
назвать ролями). Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из
ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С.
Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст
этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении
(цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М.,
2000). Владислав Кенга
|