Свойства сфиры Тиферет (продолжение).
40. Каббалисты называют
Тиферет Шемеш — Сферой Солнца. Интересно отметить, что все солнечные боги
являются богами-целителями, а все боги-целители — солнечными богами. Факт,
дающий пищу для размышления. Если вы ищите счетчики воды, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке и узнайте больше.
41. Солнце является
основой нашего существования. Без Солнца не было бы Солнечной системы.
Солнечный свет играет очень важную роль в метаболизме — процессе обмена веществ
в организмах живых существ. Его влияние очень схоже с действием витаминов, что
доказано некоторыми экспериментами. Из сказанного видно, что солнечный свет
является очень важным фактором нашего благополучия. Можно даже пойти дальше и
сказать, что он существенно необходим для самого нашего существования и что
наша связь с Солнцем является намного более тесной, чем мы осознаем.
42. Символом Солнца в
минеральном мире является золото — чистый и драгоценный металл, который у
многих народов назван металлом Солнца и используется в экономике в качестве
первичной единицы обмена. Полезная роль, играемая золотом в государственном
устройстве наций, намного превосходит его полезность в качестве металла. Кроме
того, в обычных условиях золото практически не окисляется. Оно может потускнеть
из-за оседания пыли на его поверхности, однако, в отличие от серебра или
железа, не претерпевает каких-либо внутренних изменений.
43. Солнце воистину
является Подателем Жизни и источником всех существ. Это единственный адекватный
символ Бога-Отца, который естественно может быть назван Солнцем. Находящаяся
за Солнцем — Тиферет является непосредственным отражением Кетер. Именно
благодаря посредничеству этого солнца жизнь появилась на земле и именно
посредством сознания Тиферет мы входим в контакт с источниками
жизнеспособности и черпаем из них, осознанно или неосознанно.
44. Солнце прежде всего
является символом проявления энергии. Именно внезапные потоки необычной
солнечно-духовной энергии приносят божественное опьянение экстаза. Именно
золото, как основа денег, является объективным представителем овеществленной
жизненной силы, поскольку деньги есть жизнь и жизнь есть деньги, так как без
денег мы не можем ощущать прелести жизни. Жизненная сила, проявляющаяся на
физическом уровне в виде энергии и на ментальном — в виде интеллекта и знаний
может быть преобразована с помощью истинной алхимии в деньги, являющиеся
одним из символов умственных способностей и энергии человека. Деньги позволяют
накапливать час за часом наши усилия во время работы, получая их потом в виде
оклада в конце недели и тратить на необходимые вещи или откладывать для
использования в будущем, как нам угодно. Золото, подкрепляющее векселя,
является символом человеческой энергии. И зарабатывается этот желтый металл
ценой траты энергии человека, или его отца, или мужа, переданной через
наследников. Это символ активности какого-то человека в определенной сфере,
даже если это воровской мир и речь идет о шайке взломщиков.
45. Скрытое тайное
движение золота влияет на государственное устройство подобно влиянию гормонов
на человеческое тело. Существуют космические законы, управляющие приливами и
отливами подобных гормонов и их вековыми изменениями, о которых экономисты и не
подозревают.
46. Кетер — Космическое
Пространство, источник всего сущего, отражается в Тиферет, действующей как
преобразователь и распределитель первичной духовной энергии. Мы
непосредственно получаем эту энергию с помощью солнечных лучей и
опосредствованно — через хлорофилл зеленых растений, позволяющий им
утилизовать солнечный свет. Эту вторичную энергию мы получаем из первых рук в
растительной пище и из вторых рук — из тел травоядных животных.
47. Но Солнечный Бог
—более, чем источник жизни. Он — целитель в случае нарушения здорового течения
жизни. Активность болезненных процессов также является жизнью, поскольку болезнь
заимствует энергию у организма. Именно поэтому исцеление должно быть достигнуто
регулированием жизненной силы. К солнечным богам естественно обращаться по
этому поводу ввиду столь тесной связи жизни и солнца.
48. Именно посредством
использования своих знаний о манипуляции солнечным воздействием исцеляли
древние посвященные —жрецы. Поклонение солнцу лежало в основе культа Эскулапа в
древней Греции.
49. Современные люди
узнали о значении солнечного света и витаминов в экономике физиологических
процессов организма. Они не осознают, однако, ту очень важную роль, которую
играет духовный аспект солнечных воздействий на экономику наших психических
процессов, если использовать слово «экономика» в обычном, приведенном в
словарях, смысле. В душе человека существует фактор Тиферет, которому,
согласно древней традиции, в теле соответствует именно солнечное сплетение, а
не голова или сердце. Это сплетение способно улавливать тонкий аспект
солнечной энергии точно так же, как хлорофилл в листьях растений улавливает ее
более осязаемый аспект. Если мы изолированы от этой энергии или не способны
усваивать ее, то становимся столь же болезненными и хилыми телом и душой, как и
растущие в подвале без света растения, лишенные более осязаемого солнечного
фактора.
50. Это отключение от
духовного аспекта Природы происходит вследствие ошибочной ментальной позиции.
Когда мы отказываемся признавать себя частью Природы, а часть себя — Природой,
мы запрещаем свободно протекать потоку энергии, дающей жизнь, между частью и
целым. Из-за отсутствия определенных элементов, существенных для
функционирования духа, психическое здоровье становится невозможным.
51. Психоаналитики
считают подавление влечений одной из причин психической болезни. Они научились
его распознавать, потому что в форме сексуального подавления наиболее заметно
его болезнетворное влияние. Они не осознают, однако, что корни сексуального
подавления (за некоторыми исключениями) находятся гораздо глубже — в фальшивой
духовности, псевдо-утонченности и идеализме, ведущих к исчезновению сочувствия,
адекватного восприятия, благодарности живого существа Подателю Жизни — высшего
аспекта Природы. Причиной этого является тщеславие человека, приводящее к
игнорированию человеческой натуры.
52. Именно из-за ложных
идеалов с их фальшивыми ценностями в нашей среде так много нервных
заболеваний. Именно потому, что Приапу и Клоакине —Очистительнице —не воздали
должное как божествам, мы прокляты Солнечным богом и лишены его благотворного
влияния, так как оскорбление Его присных является оскорблением для Него.
53. Когда некоторое
существо не готово к совокуплению, сексуальные заигрывания ему противны. Это
естественная основа скромности, защищающей организм от напрасной траты энергии
и истощения. Так как накопление разлагающихся продуктов выделения приводит к
заболеванию, их запах является отталкивающим для живых существ даже самого
низкого уровня развития. Из этих двух импульсов отвращения, столь разумных и
ценных в естественных условиях, в нашей искусственной среде цивилизованной
жизни и выросли все виды иррациональных табу. Естественное отвращение
утрировано и больше не выполняет своего биологического предназначения.
54. Мы относимся к этим
двум важным сторонам естественной жизни как к неестественным, низменным и
губительным. Следовательно, мы лишаем себя контактов с землей, в результате
чего цепь разрывается, и небесные контакты с нами также нарушаются. Космический
ток проходит от Кетер через Тиферет и Йесод в Малкут; если цепочка где-то разорвана,
она перестает функционировать. Правда, невозможно полностью разрушить эту цепь
в течение жизни, поскольку жизненные процессы имеют столь глубокие корни в
природе, что мы не можем полностью подавить их. Неразумное отношение, однако,
может привести к таким, образно говоря, повреждениям трубопровода, к такой
изоляции и сужению цепочки, что лишь скудный поток может просочиться из-за
сопротивления безрассудного организма.
55. В Тиферет — Центре
Солнца — происходит естественное проявление духовного, и мы должны почитать Солнечного
бога как олицетворение духовного процесса; многие ответы на вопрос об
одухотворенности природных процессов скрыты в истории человеческого страдания.
56. Символы, приписанные
Шестой Сфире, начинают существенно прояснять многие вещи, если изучать их в
свете рассмотренного материала — например, кружева Сфирот — длинные цепочки
ассоциаций символов, приписываемых Сфире то изнутри, то снаружи.
57. Смысл еврейского
слова Тиферет — Красота. Из многих известных наиболее удовлетворительным
представляется определение красоты как правильных и обоснованных пропорций,
какой бы ни была красивая вещь —моральной или материальной. Поэтому интересно
видеть Сфиру Красоты в качестве центральной точки Гармонии всего Древа и
отметить, что одним из двух Духовных Переживаний, приписанных Тиферет, является
Видение Гармонии Вещей.
58. Любопытно, что два
отдельных и, на первый взгляд, не связанных между собой Духовных Переживания
должны быть приписаны Тиферет; это, кстати, единственная сфера на Древе, где
подобное происходит. Уникальным является также приписывание этой сфере
необычных магических образов. Поэтому естественно задаться вопросом: почему у
этой центральной Сфиры так много аспектов? Ответ можно найти в тексте «Сефер
Йецира», который утверждает: «Шестой Путь называется Примиряющим Разумом»-.
Примиритель, по существу, является соединяющим звеном — посредником.
Следовательно, Тиферет, находящуюся в центре, следует считать переключателем на
два направления и рассматривать одновременно как принимающую «приливы
Эманации», так и «заставляющую это влияние подпитывать все источники
блаженства». Поэтому мы можем рассматривать ее как проявление пяти более тонких
Сфирот, направленное наружу, а также как духовный принцип, лежащий в основе
четырех более плотных Сфирот. Если смотреть со стороны формы —она является
силой, а со стороны силы —формой. Фактически —это архетипическая Сфира, в
которой великие принципы, представленные пятью верхними Сфирот, формулируются
в виде концепций: «... в ней умножаются приливы Эманации», как утверждает
«Сефер Йецира».
59. Еще одним
подтверждением этой идеи является имя этой Сфиры — Зэир Анпин, Малое Лицо, —
аналогичное Арик Анпин —Большому Лицу, одному из имен Кетер. Бесформенное
существование Кетер принимает форму в этой сфере высшего разума, поскольку, как
уже отмечалось, Кетер отражается в Тиферет. Древний Днями видит Свое отражение,
как в зеркале, и этот отраженный образ Большого Лица назван Малым Лицом.
60. Хотя при взгляде
сверху Тиферет является малым проявлением и следующим поколением, при взгляде
снизу — со стороны Йесод и Малкут — она является также Адамом Кадмоном —
Архетипическим Человеком. Тиферет — это Мелек, Царь, супруг Малки — Невесты,
причем последнее имя —одно из названий Малкут.
61. Именно в Тиферет мы
находим архетипические идеи, образующие невидимый каркас всего проявленного
творения, выражающие и воплощающие первичные принципы, эманируемые тонкими
Сфирот. Это —Сокровищница Образов на более высоком, чем астральный, витке; но
в то время как астральный уровень заполняется образами, отраженными от форм,
образы сферы Тиферет сформированы и как бы выкристаллизованы на основе духовных
эманации более высоких потенций.
62. Тиферет является
посредником между микрокосмом и макрокосмом. «Что вверху, то и внизу» является
доминирующей мыслью Сферы Шемеш, в которой Солнце, находящееся за солнцем,
концентрируется в проявление.
63. В анатомии
Божественного Человека интерпретируется вся организация и эволюция Вселенной.
Материальная вселенная является буквально органами и членами этого
Божественного Человека. Именно благодаря пониманию духа Адама Кадмона, который
состоит из «притоков Эманации», мы можем интерпретировать Его анатомию в
терминах функций, что является единственным разумным способом описания
анатомии. В науке так мало философского подтекста именно потому, что она
довольствуется в основном описательным контекстом и уходит от целевых
объяснений.
64. В трансцендентальной
психологии, являющейся анатомией микрокосма, Тиферет приписана грудь. В груди
Находятся легкие, сердце, а под ними — солнечное сплетение, названное так,
кстати, еще древними. Это одно из самых больших скоплений нервных клеток.
Легкие обеспечивают исключительно тесную связь между микрокосмом и макрокосмом
путем постоянного вдоха и выдоха воздуха, и эта связь сохраняется до тех пор,
пока не разбит золотой шар и не освобождена серебряная нить, после чего мы прекращаем
дышать. Сердце определяет циркуляцию крови, а кровь, как справедливо сказал
Парацельс, является «необыкновенной жидкостью». Современной медицине хорошо
известно важное значение солнечного света для крови. Ученые обнаружили также,
что хлорофилл, зеленое вещество листьев, обеспечивающее усвоение растениями
солнечного света, оказывает мощное влияние на кровяное давление.
65. Возбуждают
любопытство три Магических Образа Тиферет, поскольку с первого взгляда кажется,
что любой из них исключает два других. Но с учетом приведенных выше новых
сведений о Тиферет значение и взаимосвязь этих образов, выраженных на языке
символов, становятся совершенно очевидными, особенно при рассмотрении их в
свете жизни Иисуса Христа, Сына.
66. Тиферет, являющаяся
коагуляцией, или свертыванием Высших Эманации, естественно представляется в
виде новорожденного Младенца в яслях Вифлеема. В качестве Жертвуемого Бога Он
становится Посредником между Богом и человеком и, воскреснув, Он подобен царю,
пришедшему в свое царство. Тиферет является младенцем Кетер и царем Малкут; Он
был пожертвован в Его собственной сфере.
67. Мы не поймем Тиферет
правильно, пока не уясним концепцию реального значения жертвы. Эта концепция
значительно отличается от общепринятой, при которой под жертвой понимается
добровольная потеря чего-то дорогого. Жертва суть преобразование силы из одного
вида в другой. Силу как проявление энергии невозможно уничтожить в соответствии
с великим законом природы о сохранении энергии, обеспечивающим возможность
существования нашей вселенной. Энергия может быть заперта в форме и стать
статической или может освободиться от пут и прийти в движение. Принося жертву
любого сорта, мы берем статическую форму энергии и разрушаем ограничивающую ее
форму, отправляя энергию в свободное движение в космосе. То, что мы жертвуем в
одной форме, в свое время снова преобразуется в другую форму. Применяя эту
концепцию к религиозным и этическим идеям пожертвования, мы получаем ряд очень
ценных ключей.
68. Имя Божие этой сферы
— Элоа Ва Даат — тесно связывает ее с Невидимой Сфирой, находящейся между
Тиферет и Кетер. Невидимую Сфиру, как мы уже знаем, лучше всего понимать как
способность постижения — зарю осознания, и мы можем проинтерпретировать фразу
«Тетраграмматон Элоа Ва Даат» как «Бог сотворил проявление в сфере разума».
69. В микрокосме Тиферет
представляет высшее состояние психики, состояние осознания индивидуальности
или высшее Я. Это, по существу, сфера религиозного мистицизма, в отличие от
магической и чувственно-образной сферы Йесод. Не следует забывать, что Сфирот
Центральной Колонны Древа отражают уровни сознания, а Сфирот боковых Колонн
представляют силы и виды функционирования. Тиферет считается также Сферой
Великих Учителей — нерукотворного Храма, вечного на небесах, и Большой Белой
Ложей. Именно здесь функционирует посвященный адепт в высшем состоянии
сознания, сюда он приходит, чтобы встретить Учителей и именно посредством
Имени Элоа Ва Даат и понимания значения этого Имени он достигает высшего сознания.
70. Заметим, однако, что
именно в соответствии с глубиной смысла, который мы вкладываем в слово, оно
становится Словом Власти. Имя предполагаемой жертвы является Словом Власти для
убийцы. Это настолько распознаваемая вещь, что в некоторых странах при допросе
полицейские используют прибор для измерения давления крови подозреваемого;
когда имя убитого человека и другие слова, связанные с преступлением,
неожиданно шепчут ему на ухо, то, если для него это «слова Силы», стрелка
прибора дрогнет.
71. Обычно считается, что
Имена Власти оказывают непосредственное воздействие на духов, ангелов, демонов
и тому подобное, но это не так. Имя силы воздействует на мага и, возвышая и
направляя его сознание, дает ему возможность войти в контакт с выбранным типом
духовного действия. Если у человека есть опыт применения данного конкретного
типа воздействия, соответствующее Слово Власти пробудит мощные способности
подсознания; если же опыта нет и он подходит к делу в духе лишенного
воображения и скептически настроенного ученого, то «варварские Имена Вызова»
будут для него всего лишь фокусом-покусом. Стоит отметить, что «фокус-покус»
—протестантское название обмана и суеверия. От него произошло английское слово
«хоукс» —мистификация либо трюк. Однако для верующего католика оно звучит как
«Хок эст Корпус» или «Это есть Тело», но это совершенно другая история. Итак,
многое зависит от точки зрения на эти вещи.
72. Именно поэтому с
каждой Сфирой связано определенное духовное переживание, и пока человек не
испытал его, он не является посвященным соответствующей Сфиры и не сможет
воспользоваться ее Именами Власти, даже если знает их. Согласно традиции,
недостаточно знать Имена Власти, нужно также уметь правильно произносить их.
Обычно считается, что слова силы произносятся нараспев на высоте определенного
тона, однако это совершенно неверное представление о магическом произнесении.
Когда человек глубоко взволнован и охвачен религиозным экстазом, его голос
звучит гораздо ниже нормального уровня, становясь звучным и вибрирующим; именно
в этом сочетании дрожи волнения с вибрацией экстаза состоит произнесение Имени.
Этому нельзя ни научить, ни обучиться. Такое произнесение Имени может быть
только спонтанным, это как ветер, который гуляет, где хочет. Появляясь, оно
сотрясает человека с головы до ног волной необычайного жара, и все, кто слышит
его, невольно обращают на него внимание. Услышать вибрацию Слова Власти —
значит испытать необычайное переживание. И еще более необычайным переживанием
является его произнесение.
73. Архангелом Тиферет
является Рафаель — «дух, который находится в солнце». Он также является
ангелом целительства.
74. Когда посвященный
«работает с Древом», строит с помощью воображения схему Древа Жизни в своей
ауре, он формирует Тиферет в солнечном сплетении между брюшной полостью и
грудью. Если он намерен работать в Шестой Сфире и сконцентрирует силу в этом
центре, он вдруг ощущает себя духом, находящимся в солнце. Вокруг него возникает
сфера яркого света. Одно дело — сформировать Сефиру в ауре, но совершенно
другое — обнаружить себя прямо внутри Сфиры. Хотя можно воспринимать влияние и
сформированной в ауре Сфиры, и это неплохой практический метод ежедневной
медитации, однако посвященный не сможет работать с силой Сфиры, пока не попадет
внутрь ее сферы. Это переживание является кульминацией посвящения Сфиры.
75. Чином Ангелов Тиферет
является Мелаким —Цари. Это — духовные принципы природных сил, элементалей.
Никто не может управлять принципами элементалей и вступать в с ними в контакт
без опасения, не получив посвящение Тиферет, или посвящение младшего адепта.
Посвященный должен быть признан Царями Элементалей —осознать первичную
духовную природу естественных сил прежде, чем сможет управлять ими в форме
элементалей. В форме субъективных элементалей эти Цари проявляются в микрокосме
как мощные инстинкты борьбы, воспроизведения, самоуничтожения, самовозвышения и
всех прочих эмоциональных факторов, известных психологу. Поэтому очевидно, что
пробуждение и стимуляция этих эмоций в нашем теле должна осуществляться с целью
использования их в качестве слуг Высшего Я, направляемых разумным и духовным
принципом. Следовательно, работа с силами элементалей, осуществляемая
посредством Царей, должна выполняться под покровительством Архангела и путем
произнесения Священного Имени Божьего соответствующей Сфиры. Микрокосмически
это означает, что мощные силы нашей природы, приводящие в действие элементали,
связываются с высшим Я, а не разлагаются преисподней фрейдистского
подсознательного.
76. Конечно, работа с
элементалями не выполняется в Сфере Тиферет, но ими важно управлять из этой
Сферы в целях Белой Магии. Если такое управление отсутствует, работа вскоре
незаметно превратится в Черную Магию. Говорят, что при Падении четыре низшие
Сфирот отрываются от Тиферет и связываются с Клипот. Когда в наших концепциях
силы элементали оторваны от своих духовных принципов и превратились в самоцель,
происходит невольный опыт Падения, за которым вскоре следует вырождение. Но
когда мы ясно осознаем духовный принцип, лежащий в основе всех природных вещей,
они для нас находятся в состоянии непорочности, если в определенном контексте
использовать теологический термин. Иначе говоря, они не являются падшими, и мы
можем безопасно работать с ними и с пользой развивать их в нашей собственной
природе, обеспечивая таким образом раскованность и уравновешенность, столь
необходимые для психического здоровья. Эта корреляция природного с духовным,
охраняемая от падения в состоянии невинности, является очень важным моментом
всей практической работы в любой форме магии.
77. Как мы уже видели,
инициация Тиферет обеспечивается двумя духовными переживаниями — Видением
Гармонии Вещей и Видением Мистерий Распятия. В другой связи уже отмечалось, что
у Тиферет есть два аспекта, и поэтому связанное с нею посвящение требует двух
духовных переживаний.
78. При Видении Гармонии
Вещей мы глубоко заглядываем в духовную сторону Природы. Другими словами, мы
встречаем Ангельских Царей — Мелаким. Благодаря этому опыту мы понимаем, что
все в природе является ничем иным, как плотным аспектом духовного. «Внешняя
Мантия Сокрытого» покрывает «Незримое Одеяние Славы>>. Именно подобное
понимание духовного значения всего существующего в природе, как ни прискорбно,
утрачено в современной религиозной жизни, что и стало причиной такого большого
количества нервных заболеваний и несчастий столь многих семей.
79. Именно посредством
Видения Гармонии Вещей, а не благодаря контактам с элементалями, мы становимся
с Природой единым целым. В каком-то смысле вознесенный культурой над
первобытным состоянием, человек не может стать единым с Природой на уровне
элементалей, поскольку это означает вырождение. Он превращается буквально в
скота. Контакты с природой осуществляются с помощью Ангельских Царей Элементов
в Сфере Тиферет, другими словами, путем осознания духовных принципов, лежащих в
основе природных объектов, после чего посвященный направляется к элементальным
существам от имени управлящего ими Царя. Он как бы спускается в царство
элементалей сверху, привнося свою зрелость и, таким образом, являясь
посвящающим для элементалей. Но если он начинает встречу на их собственном
уровне, он теряет всю свою зрелость и возвращается на более раннюю стадию
эволюции. Неограниченная сила элементалей, контролируемая мозгом животного в
силу ограниченных возможностей последнего, становится неуравновешенной силой.
Если же она протекает через широкие каналы человеческого интеллекта, то в
результате является Хаос —одно из Царств Клипот.
80. Мистерии Распятия
являются одновременно макрокосмическими и микрокосмическими. В макрокосмическом
аспекте мы находим их в мифах о Великом Спасителе человечества, рожденном Богом
и Девственной Матерью, что вновь подчеркивает дуальную природу Тиферет, в
которой встречаются форма и сила. Но не будем забывать и микрокосмический
аспект этих Мистерий как переживания мистического сознания. Именно в
результате понимания Мистерий Распятия, связанного с магической силой пожертвования,
мы способны превзойти ограничения нашего физического мозга и расширить сознание
до высших состояний. Таким образом мы приобретаем способность выходить за
пределы формы и благодаря этому освобождать скрытую силу, превращая ее из
статической в динамическую и делая доступной для такого Великого Делания, каким
является Воскресение.
81. Особой добродетелью
Сферы Тиферет является Преданность Великому Деланию. Преданность является очень
важным фактором на Пути Посвящения, ведущем к высшему сознанию. Поэтому мы
должны тщательно изучить и проанализировать это понятие. Преданность может быть
определена как любовь к чему-то очень высокому, что выше нас и пробуждает наш
идеализм; чему-то кажущемуся не равным нам, но побуждающему уподобиться ему.
«Созерцающие как в зеркале славу Бога уподобляются этому образу от славы к
славе». Когда преданность, подкрепляемая сильным эмоциональным удовлетворением,
превращается в поклонение, оно переносит нас через огромную бездну между
осязаемым и неосязаемым и позволяет постигать вещи, которые невидимы и
неслышны. Именно Преданность, возвышаясь до Поклонения при выполнении Великого
Делания, посвящает нас в Мистерии Распятия.
82. Пороком, приписанным
Тиферет, является Гордыня, и это соотнесение точно отражает определенные
психологические моменты. Корни гордыни находятся в эгоизме, а эгоцентричная
личность не может стать единой. При истинно бескорыстном движении по Пути душа
изливается за пределы своих границ и сливается со всем сущим благодаря бесконечному
сочувствию и совершенной любви. Но одержимая гордыней душа пытается расширять
свои границы с целью овладения всеми вещами. Это очень отличается от овладения
вещами путем слияния с ними при полной взаимности —когда вещи равным образом
владеют душой. Именно подобная однобокая внутренняя установка является пороком
адепта. Он должен давать столько же, сколько получает, и должен полностью
посвящать себя Пути, если хочет участвовать в мистическом союзе, который
является жертвенным путем распятия. «Пусть тот из вас, кто желает быть
величайшим, будет слугой всех» —сказал Господь.
83. Символами, связанными
с Тиферет, является ламен — Крест Розы, Трехступенчатый Крест, усеченная
пирамида и куб.
84. Ламеном называется
символ, помещенный на грудь адепта и обозначающий силу, которую адепт
представляет. Например, адепт, выполняющий работу в Сфере Шемеш, вешает на
грудь изображение солнца в виде лица с расходящимися лучами. Ламен является
магическим оружием Тиферет. Чтобы стала понятной функция ламена, необходимо
сделать общие замечания о природе магического оружия.
85. Магическим оружием
называется объект, пригодный в качестве носителя силы определенного типа.
Например, магическим оружием Элемента Воды является чаша или кубок, магическим оружием
Элемента Огня — зажженный светильник. Эти объекты выбраны потому, что их
природа близка вызываемой силе или, говоря современным языком, — потому, что их
форма ассоциируется в воображении с соответствующей силой.
86. Тиферет традиционно
связывают с грудью — по ассоциации с солнечным сплетением, взаимодействующим
сразу с несколькими органами, и в соответствии с ее размещением в ауре при
построении Древа. Следовательно, при выполнении любой операции нагрудное
украшение адепта является фокусом силы Тиферет. Реальная сила, действующая в
своей собственной сфере, представляется свойственным ей магическим оружием.
Например, адепт, выполняющий операцию Стихии Воды, должен использовать в
качестве магического оружия Чашу, с ней выполнять все магические действия и на
ней концентрировать вызываемую силу. Но на его груди должен быть знак Стихии
Воды, представляющего духовный фактор в выполняемой операции и являющийся
обращением к архангелу, правящему данным конкретным царством. Если адепт не
понимает указанного назначения ламена, отличного от его значения как магического
оружия, то это не адепт, а колдун.
87. Для понимания Креста
Розы и Трехступенного Креста как символов Тиферет необходимо рассмотреть общие
принципы использования крестов в символических системах. Благодаря христианству
наиболее известным является Трех-ступенный Крест (воспроизводящий Крест
Голгофы, т. е. снабженный, помимо центральной перекладины, еще двумя), однако
существует много других форм, каждая из которых имеет свой смысл. Равноконечный
Крест, подобный Красному Кресту военной медицинской службы, назван посвященными
Крестом Природы и представляет силу в равновесии. Такой крест, нередко
охваченный окружностью, можно увидеть в вершине некоторых кельтских символов.
Обычный кельтский символ состоит из конусообразного столба, завершающегося
крестом, который символизирует Природу, и никак не связан с Трехступенным
Крестом, являющимся Крестом Христианства. Конусообразный столб кельтского
символа фактически является усеченной пирамидой. Существуют примеры подобных
кельтских символов, не оставляющие никакого сомнения на этот счет. Некоторые
архаические формы напоминают наложение креста и круга на конический фаллический
камень, известный в качестве универсального идола первобытных людей.
88. Свастика также
является символом природы, и ее иногда называют Крестом Тора. Считается, что
форма свастики указывает на вихревое движение ударов молний Тора.
89. Трехступенчатый Крест
является Крестом Жертвы и традиционно окрашен в черный цвет. Длина этого креста
должна быть втрое больше длины его плеча, а длина каждого плеча — втрое больше
его ширины. Посредством медитации на этом кресте посвященный проходит через
страдание, жертву и отречение. Распятие является, конечно, вариантом
детализации Трехступенного Креста.
90. Описывающая крест
окружность является символом посвящения, особенно когда крест имеет характерную
для него трехступенчатую форму. Окружность означает вечную жизнь, а также
мудрость; одной из ее форм является эмблема Теософского Общества — «змий,
кусающий собственный хвост». Трехступенчатый Крест, охваченный окружностью,
означает посвящение Посредством Креста, а три его ступени являются тремя
ступенями просветления. Именно так выглядит Крест Розы. Остальные его
атрибуты, обычно в виде растительных орнаментов и достаточно причудливые,
вообще не имеют отношения к символике посвящения. Роза, ассоциированная с
Крестом в западной символике, называется RosaMundi, или Роза Мира (Вселенной), и является
ключом к интерпретации сил природы. На ее лепестках изображены тридцать два
знака природных сил, соответствующие двадцати двум буквам еврейского алфавита и
Десяти Священным Сфирот, которым, в свою очередь, соответствуют Тридцать Два
Пути Древа Жизни. Это ключ к пониманию Розы Мира. При соединении линиями букв
имен элементарных духов на Розе Мира возникают сложные иероглифические
изображения, названные печатями, или пантаклями, т. е. оккультными знаками этих
духов.
91. В свете
вышесказанного мы без труда понимаем смысл претензий организаций, выставляющих
напоказ растительную эмблему в качестве своего символа. Подобные организации
похожи на того господина, который требовал от своего галантерейщика продать ему
галстук частной закрытой школы с крапинкой красного цвета.
92. Куб обычно считается
символом Тиферет потому, что он является шестигранной фигурой, а шесть — число
Тиферет. Однако символика куба имеет более глубокий смысл. Куб — одна из
простейший форм твердого тела, и именнр вследствие этого подходит в качестве
символа Тиферет, в сфере которой появляются первые предзнаменования появления
формы. Символом Малкут является двойной куб, выражающий принцип: «Как вверху,
так и внизу».
93. Пирамидой
символизируется совершенный человек, прочно стоящий на земле и возвышающийся до
единения с небесами, другими словами — Ipsissimus, Доподлинный. Усеченная
пирамида символизирует посвященного адепта — AdeptusMinor, Младшего Адепта, который уже проник за
Покров, но еще не завершил прохождение всех ступеней. Эта усеченная пирамида,
шести граням которой соответствуют шесть центральных Сфирот, образующих Адама
Кадмона — Архетипического Человека, — становится правильной после добавления
Высшей Троицы, завершающейся в единстве Кетер.
94. Тиферет соответствуют
также Шестерки колоды Таро, в них ясно проявляется гармоничная и сбалансированная
природа этой Сфиры. Шестерка Жезлов является Господином Победы, Чаш —
Господином Радости. Даже неблагоприятная масть — масть Мечей — подчинена
гармонии этой сферы, и Шестерка Мечей названа Господином Заслуженного Успеха,
то есть такого успеха, который достигнут в результате борьбы. Шестерка Кругов,
или Пентаклей, является материальным успехом, иначе говоря — силой в равновесии.