НАИМЕНОВАНИЕ: ThPARTh —Тиферет, Красота.
МАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ: Величественный царь. Младенец. Бог, приносимый в
жертву.
ПОЛОЖЕНИЕ НА ДРЕВЕ: В центре Колонны Равновесия.
ТЕКСТ ИЗ «СЕФЕР ЙЕЦИРА»: «Шестой Путь
называется Примиряющим Разумом, потому что в нем умножаются приливы
Эманации. Он заставляет это воздействие подпитывать все источники блаженства,
с которыми он составляет одно целое».
ДРУГИЕ НАИМЕНОВАНИЯ ТИФЕРЕТ: Зоар Анпин, Малое Лицо. Мелек, Царь. Сын.
Человек.
ИМЯ БОЖИЕ: Тетраграмматон Элоа Ва Даат.
АРХАНГЕЛ: Рафаель (по другим источникам — Михаель).
ЧИН АНГЕЛОВ: Мелаким, Цари.
МИРОВАЯ ЧАКРА: Шемеш, Солнце.
ДУХОВНЫЙ ОПЫТ: Видение гармонии вещей. Мистерии Распятия.
ДОБРОДЕТЕЛЬ: Преданность Великому Деланию.
ПОРОК: Гордыня.
СООТВЕТСТВИЕ В МИКРОКОСМЕ: Грудь.
СИМВОЛЫ: Ламен. Крест Розы. Трехступенчатый Крест. Усеченная пирамида.
Куб.
КАРТЫ ТАРО: Четыре Шестерки.
ШЕСТЕРКА ЖЕЗЛОВ: Победа.
ШЕСТЕРКА ЧАШ: Радость.
ШЕСТЕРКА МЕЧЕЙ: Господин Заслуженного Успеха.
ШЕСТЕРКА ПЕНТАКЛЕЙ: Материальный успех.
ЦВЕТ В АЦИЛУТ: Светло-розовый.
ЦВЕТ В БРИА: Желтый.
ЦВЕТ В ЙЕЦИРА: Сочный оранжево-розовый.
ЦВЕТ В АСИА: Золотисто-янтарный.
1. Существуют три основных ключа к познанию природы
Тиферет. Во-первых, находясь в середине Центральной Колонны, она является
центром Гармонии всего Древа. Во-вторых, она является Кетер на нисходящем витке
и Йесод — на восходящем. В-третьих, она является точкой трансмутации —
перехода между уровнями силы и формы. Это отражают названия, присвоенные
Тиферет в каббалистической литературе. С точки зрения Кетер она является
дитятею, ребенком; с точки зрения Малкут она является царем, а с точки зрения
трансмутации силы она является принесенным в жертву богом. Если вы ищите интернет магазин дешевой одежды, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке и узнайте больше.
2. Макрокосмически —с точки зрения Кетер —-Тиферет
есть равновесие Хесед и Гебура. Микрокосмически —с точки зрения
трансцендентальной психологии — она является точкой фокусировки качеств
сознания, свойственных Кетер и Йесод. Ход и Нецах также синтезируются в
Тиферет.
3. Шесть Сфирот, в центре которых находится
Тиферет, иногда называют Адамом Кадмоном — архетипическим человеком. Фактически
Тиферет может быть правильно понята как центр этих шести Сфирот, которыми она
повелевает подобно царю. Именно эта шестерка, полностью господствуя над
инертной материей и, определяя ее формы, образует архетипическое царство,
находящееся за царством форм Малкут.
4. При необходимости рассмотрения любых Сфирот с
целью их интерпретации в свете местоположения на Древе, приходится вначале отступать
от систематического и упорядоченного изложения ввиду необходимости дать
читателю некоторые дополнительные разъяснения. Здесь мы вынуждены
предварительно рассмотреть три нижние Сфирот, группирующиеся вокруг Тиферет
—Нецах, Ход и Йесод.
5. Нецах связана с силами Природы и контактами с
элементалями, Ход — с ритуальной магией и оккультным знанием, а Йесод —с
психическим и эфирным двойниками. Сама Тиферет олицетворяет провидение — высшие
свойства психики личности. Каждая Сфира обладает, разумеется, субъективными и
объективными аспектами — психологическим и вселенским уровнями.
6. Четыре Сфирот ниже Тиферет представляют личность или низшее Я;
четыре Сфирот над Тиферет являются Индивидуальностью или высшим Я; сама Кетер
является Божественной Искрой —ядром проявления.
7. Следовательно, Тиферет всегда следует
рассматривать не как изолированный фактор, а как место соединения, точку
фокусировки, центр преобразования или трансмутации. Центральная Колонна всегда
связана с сознанием, а две боковые Колонны — с различными видами действия силы
на различных уровнях.
8. В Тиферет мы обнаруживаем архетипические идеалы,
сфокусированные и трансмутированные в архетипические идеи. Это Место Инкарнации
или Воплощения. По этой причине она называется Младенцем. И поскольку
инкарнация идеала-бога также подразумевает жертвенное развоплощение или
дезинкарнацию, к Тиферет отнесены Мистерии Распятия. Здесь помещаются также все
жертвуемые боги при соотнесении Древа с пантеонами. По причинам, рассмотренным
ниже, Бог Отец отнесен к Кетер, а Бог Сын — к Тиферет.
9. Экзотерическая религия не поднимается выше
Тиферет. В ней отсутствует понимание мистерий в виде, представленном символикой
Кетер, Бина и Хокма, а также действий Темного и Светлого Ангелов в виде
символов Гебура и Гедула — мистерий сознания и трансмутации силы,
представленных невидимой Сфирой — Даат, с которой не связана никакая символика.
10. В Тиферет Бог проявляется в форме и пребывает
среди нас, проникая в область человеческого сознания. Тиферет — Сын «показывает
нас» Кетер — Отцу.
11. Для придания форме устойчивости отдельные силы,
из которых она создается, должны быть уравновешены. Действительно, идея
Медиатора — Посредника (или Спасителя) —связана с этой Сфирой. Божественность
проявляет самое Себя в форме, нуждающейся в уравновешивании. Справедливо и
обратное утверждение: если образующие форму силы полностью уравновешены,
Божественность проявляет самое Себя в этой форме соответственно с ее типом.
Бог проявляется среди нас, если условия допускают такое проявление.
12. Проявившись первоначально на уровнях формы в
аспекте Младенца в Тиферет, воплощенный бог дорастает до зрелости и становится
Спасителем. Другими словами, получив воплощение посредством материи в
девственном состоянии — посредством Марии (Мары, Моря, Великой Матери, Бина,
Высшей), а не от Низшей Матери —Малкут, это развивающееся проявление Бога
всегда стремится привести Царство этих шести центральных Сфирот в состояние
Гармонии.
13. Интересно отметить, что, когда глиф Падения
представлен на Древе, головы Великого Змия вздымаются из Хаоса только до
Тиферет, и никогда выше.
14. Итак, Спаситель проявляется в Тиферет и всегда
стремится спасти свое Царство путем воссоединения его с Высшими через Бездну,
появившуюся в результате падения и отделяющую низшие Сфирот от Высших
приведением в равновесие противоборствующих сил этого Царства Шести Сфирот.
15. С этой целью воплощенные боги приносят себя в
жертву, погибая во имя людей, дабы огромная эмоциональная сила, освобождаемая
этим актом, могла выровнять несбалансированную силу этого Царства и таким
образом спасти его или привести в равновесие.
16. Именно эта сфера на Древе названа Центром
Христа и именно здесь точка фокусировки христианской религии. Центром
пантеистических верований —греческим и египетским —является Йесод, а
метафизические верования — буддизм или конфуцианство — нацелены на Кетер. Но
все религии, достойные этого названия, содержат как эзотерический —
мистический, так и экзотерический — пантеистический аспекты. В христианстве
Тиферет является центром мистического аспекта Кетер, а центром магического
аспекта —- Йесод, — как видно на примере популярного в континентальной Европе
католицизма. Его евангелистский аспект направлен на сосредоточение на Тиферет
(как Младенце) и на Жертвуемом Боге, игнорируя аспект Царя в центре этого
Царства, окруженного пятью Священными Сфирот проявления.
17. До сих пор мы изучали Древо с макрокосмической
точки зрения, наблюдая, как различные архетипы проявляющейся силы приходят в
действие и создают вселенную. Мы лишь слегка коснулись этих архетипов с
микрокосмической точки зрения в их физиологическом аспекте —в качестве
факторов сознания. Но архетипические силы упрятаны в формы и могут быть
восприняты только по их воздействию на сознание. Другими словами, в этом случае
подход должен основываться на прямом восприятии чувств — тех чувств, которые
функционируют не только на физическом уровне, но и в Тиферет и Йесод в
соответствии со своим типом. Когда мы изучали высшие уровни, мы были вынуждены
опираться на метафизическую аналогию и дедуктивный вывод на основе исходных
принципов. Теперь мы перешли в область законов индукции и должны подчиниться ее
дисциплине и выражать свои открытия на ее языке. В то же время мы должны
сохранять связь с трансцендентальным посредством Тиферет. Последнее достигается
путем выражения символики Тиферет в терминах мистического переживания. Все
мистические переживания, в которых видение завершается ослепляющим светом,
связаны с Тиферет, поскольку исчезновение формы и прилив всезаполняющей силы
характеризует переходное состояние сознания этой Сферы на Древе. Видения, в
которых сохраняется четко очерченная форма, всегда относятся к Йесод.
Просветления, в которых полностью отсутствует форма, подобные описанным
Плотином, восходят к Кетер.
18. В Тиферет также собраны воедино и проинтерпретированы
операции природной магии Нецах и Герметической магии Ход. Оба эти вида
операций выполняются в терминах формы, хотя при работе в Ход форма доминирует
в большей степени, чем в Нецах. Все астральные видения Йесод также должны быть
переведены в метафизические термины посредством мистического переживания
Тиферет. Если такой перевод не осуществлен, мы начинаем галлюцинировать,
принимая отражения понятий сознания в зеркале подсознания за реальные вещи, а
не за символы, представляющие эти вещи.
19. Кетер — метафизична, Йесод — психична, а
Тиферет — мистична. Последнее понимается здесь как способ мышления, при
котором сознание работает не с символами, а с предчувствиями (с эмоциями).
20. Различные дополнительные имена и символика,
приписанные отдельным Сфирот, особенно их имена Божий, дают очень важные ключи
для раскрытия мистерий Библии, которая, по существу, является каббалистической
книгой. В зависимости от способа ссылки на Божество мы узнаем, какой Сфере на
Древе должен быть приписан связанный с этой ссылкой конкретный вид проявления.
Все ссылай на Сына всегда относятся к Тиферет, все ссылки на Отца — к Кетер.
Все ссылки на Святого Духа относятся к Йесод, и здесь скрыты очень глубокие
мистерии, поскольку Святой Дух является тем аспектом Божественности, которому
поклоняются в оккультных ложах. Поклонение пантеистическим силам природы и
выполнение операций с элементалями осуществляются под покровительством Бога
Отца, а этический аспект религии, который является экзотерическим срезом
данной эпохи, находится под покровительством Бога Сына в Тиферет.
21. Посвященный стремится выйти за ограничения
эпохи в объединении всех трех способов поклонения в служении Божеству как
троице в едином. Сын спасает от обесценивания пантеистическое поклонение
природе и делает трансцендентального Отца доступным восприятию человеческого
сознания, ибо «кто увидел Меня, тот увидел Отца».
22. Тиферет, однако, не только центр Жертвуемых
Богов, но также центр Опьяняющего Бога —Подателя Просветления. Как и Озирис,
Дионис отнесен к этому центру потому, что Центральная Колонна связана с
состояниями сознания. Человеческое сознание, поднимаясь от Йесод по Пути
Стрелы, получает просветление в Тиферет Все, дающее просветление в пантеонах
богов, относится к Тиферет.
23. Просветление заключается в переключении разума
в высшее состояние сознания в сравнении с достигаемым на основе органов чувств.
При просветлении разум изменяет, так сказать, механизм привода. Но пока новый
способ осознания не увязан со старым, а его содержание не переведено в термины
непросветленного мышления, он подобен ослепительной вспышке света. Мы познаем
не путем восприятия сияния луча света, падающего на нас, а в результате отражения
этого света от объектов нашего собственного измерения. Если в нашем разуме
Отсутствуют идеи, проясняемые этим высоким состоянием сознания, свет просто
ошеломляет наш разум и темнота становится еще более непроглядной после такого
ослепляющего переживания на высшем уровне. Мы как бы не столько изменяем
механизм привода, сколько вообще отказываемся от какого-либо механизма
управления разумом. Вот что такое просветление. Наличия вспышки-озарения
достаточно, чтобы убедить нас в реальности существования, необъяснимого
известными законами физики.
24. Важность ступени Тиферет в мистическом опыте
связана с тем фактом, что на ней воплощается Младенец. Мистический опыт
постепенно создает его тело из образов и идей, проявляющееся в момент
просветления.
25. В школах Мистерий аспект Младенца Тиферет очень
важен для практики просветления. Мы должны усвоить, что Христос-Младенец не
появляется в готовом виде, подобно Минерве, вышедшей в полном вооружении из
головы Бога Отца. Он — скромное крошечное создание, которому не нашлось места
в гостинице и пришлось провести ночь среди животных. Первые проблески
мистического переживания должны быть мизерными из-за отсутствия опыта
построения тел из образов и идей — основы переживания. Только со временем они
могут быть увязаны воедино, причем каждое трансцендентальное переживание
расширяет, а последующее сосредоточение организует их.
26. Мистики весьма заблуждаются, полагая, что
Звезда указывает место Нагорной Проповеди Христа, а не Яслей Вифлеема, места
Его рождения. Именно здесь особенно ценен метод Древа, позволяющий выражать
трансцендентное в терминах символики, символику переводить в термины метафизики
и таким образом —связать психическое с духовным посредством интеллекта,
сфокусировать все три аспекта нашего тройственного сознания.
27. Именно в Тиферет это осуществляется. В ней испытываются
мистические переживания прямого осознания, которые проясняют психические
символы.
28. Центральная Колонна Древа по существу является
Колонной Сознания, две боковых справедливо названы Колоннами активных и
пассивных сил. При микрокосмическом рассмотрении с точки зрения физиологии (не
космологии) Кетер — Божественная Искра, вокруг которой строится индивидуум,
должна рассматриваться скорее как ядро сознания, но не само сознание. Даат
—невидимая Сфира также находится на Центральной Колонне, хотя, строго говоря,
она всегда принадлежит иному уровню, чем тот, в котором рассматривается Древо.
Например, в данный момент, когда мы рассматриваем Древо — микрокосм, Даат —
точка контакта его с макрокосмом. И пока мы не достигнем Тиферет, мы не
приобретем четко выраженного индивидуального сознания.
29. Тиферет является функциональной вершиной Второго
Треугольника на Древе, другими вершинами которого являются Гебура и Гедула
(Хесед). Эта Вторая Триада, эманируемая Первой Триадой —Высшей Троицей,
образует развивающуюся индивидуальность —одухотворенную душу. Именно эта душа
страдает и развивается в процессе эволюции. Именно из нее эманируются одна за
другой личности —единицы воплощения. И именно здесь активная сущность опыта
поглощается под занавес каждого воплощения, когда воплощенная единица
превращается в пыль и эфир.
30. Именно Вторая Триада образует Сверхдушу — Высшее
Я, Святого Ангела-Хранителя, Первого Инициатора. Его голос — этого высшего Я —
так часто звучит внутри, а не Голос еще невоплощенных сущностей или Самого
Бога, как думают не прошедшие обучения в соответствии с традицией люди.
31. Под сенью и управлением Второй Триады Третья
Триада занимается собственно построением посредством инкарнации с использованием
Малкут в качестве физической основы. Сознание мозга принадлежит Малкут, и это
все, чем мы обладаем, пока являемся пленниками Малкут. Но в наши дни двери Малкут не закрыты наглухо, и многие могут проникнуть через
щель в фантасмагорию астрального уровня и пережить чувственно-образное
осознание Йесод. Когда это достигнуто, открывается дорога к более высоким
психическим состояниям, к истинному пророчеству, которое является
отличительной характеристикой сознания в Тиферет.
32. Поэтому наш первый опыт достижения высших психических
состояний вначале выражается в терминах низших психических состояний. Мы лишь
приподнялись над поверхностью Малкут и смотрим вверх на солнце Тиферет из лунной
сферы Йесод. Поэтому мы слышим голоса внутренним слухом и наблюдаем видения
внутренним глазом, но они отличаются от обычных психических восприятий, потому
что являются не явными представлениями астральных форм, а символами духовных
вещей в астральном сознании. Это нормальное функционирование подсознания.
Важно хорошо понимать это, поскольку на этом этапе ложные представления могут
привести к очень серьезным проблемам и даже к психическому расстройству.
33. Тем, кто знаком с каббалистической
методологией, известно, что первым из больших посвящений считается достижение
способности наслаждаться знанием и общаться со своим святым
—Ангелом-Хранителем. Следует помнить, что Ангел-Хранитель является нашим
собственным Высшим Я. Главной характеристикой данного высшего способа мышления
является именно это чистое осознание, не связанное ни с голосами, ни с
видениями. Это — интенсификация восприятия. Благодаря ему развивается особая
способность к озарению и проницательности — высоко развитая интуиция. Высшее
осознание никогда не бывает чувственно-образным, оно всегда является
интуитивным — не содержащим образности. Именно это отсутствие чувственных
образов является для опытного посвященного подтверждением его выхода на высший
уровень осознания.
34. Древние понимали это и отличали методы ворожбы
(связанные с преисподней) от божественного опьянения мистерий. Менады, мчащиеся
в свите Диониса, наслаждались возвышенным сознанием и ощущением радости жизни,
чта давало им возможность демонстрировать удивительные силы.
35. Все динамичные религии содержат этот аспект Диониса.
Даже в христианской религии многие святые оставили записи о поклонении
распятому Христу, явившемуся им в виде Божественного Жениха. Говоря об этом
божественном опьянении, сошедшем на них, они используют в качестве подходящих
метафор слова, выражающие человеческую любовь: «Как прекрасна ты, моя сестра,
моя супруга», «Ослабевший от поцелуев Бога ...». Это говорит об очень многом
для тех, кто понимает.
36. Аспект Диониса в религии представляет существенный
фактор человеческой психологии, и именно непонимание этого фактора, с одной
стороны, препятствует проявлению высших духовных переживаний в нашей
цивилизации, а с другой — приводит к странному искажению религиозного сознания,
приводящего к скандалам и трагедиям высокопоставленных представителей
динамичных религиозных движений.
37. Высшие фазы осознания становятся доступными
только посредством определенной эмоциональной концентрации и экзальтации, и
только так. Образы астрального уровня подобны жаркому пламени. Они
преобразуются в сильные эмоции, и когда окалина человеческой природы сгорает и
осыпается, развеивается дым и остается белая сталь чистого сознания. В силу
самой природы человеческого сознания, инструментом которого является разум,
эта закалка крайне болезненна, но кратковременна. Изменения характера человека
и сам разум воспринимает новые концепции, претерпевает расширение и уже никогда
не сузится до прежних границ. Огромный восторг этого переживания остывает, но
остается постоянно развивающаяся личность с огромным запасом жизненных сил и
способностью осознания духовных реальностей, которых она никогда не смогла бы
достичь, если бы не сила экстаза, перебросившая ее через огромную Бездну
сознания.
38. Современные духовные лидеры не знакомы с техникой
сознательного достижения экстаза и не представляют, как управлять им при его
спонтанном проявлении. Некоторые «возрожденцы», пытающиеся возродить старые
методы, умеют с помощью индивидуального магнетизма доводить простодушных людей
до легких форм экстаза. О ценности подобного возрожденца судят по его
способности вызывать опьянение у своих слушателей. Последствия подобного
опьянения, вероятно, аналогичны последствиям любого другого опьянения, и когда
влияние возрожденца прекращается, жизнь тех, кого он обратил в свою веру,
представляется им скучной, пустой и бессмысленной. Поскольку опьянение проходит,
обращенный думает, что он потерял Бога. Никто, по-видимому, не осознает, что
экстаз аналогичен импульсной фотовспышке в подсознании, и если бы он имел
большую длительность, то сжег бы мозг и нервную систему. Но хотя это
невозможно, да и не нужно, экстаз сдвигает наше сознание с мертвой точки и
пробуждает к высшей жизни.
39. Техника Древа дает точные определения этим
духовным переживаниям, и обученные ей не спутают пробуждение собственного
высшего сознания с голосом Бога. От чувственного сознания Малкут через
астральный психизм Йесод к бесформенным интуитивным озарениям и пробужденному
сознанию Тиферет ученики восходят и нисходят плавно и умело, никогда не путая
уровни, не позволяя им пересекаться, а собирая их в фокусе сознания.