Свидетельства посвящённых о нумерологии.
Мыслители, оккультисты, эзотерические философы прошлого придавали огромное
значение числовому символизму и так называемой "священной науке
чисел", позволяющей более глубоко постичь этот мир и увидеть каким образом
проявленное и сотворенное связано с непроявленным и вечным. Много говорили на
эту тему самые разные мыслители античности, которые являлись посвященными в
таинства мироздания. Красочно говорили о числе Гераклит и особенно Анаксагор,
известный как создатель доктрины "двойной бесконечности". Филолай
называл число "первичной моделью творения мира", "органом
суждения Творца мира", "неизреченным числом". Платон видел в
числе "причинные основы сущности для всего прочего". Подробно
описывает платоновский взгляд на проблему числа Лосев:
"Платон требует признать за каждым числом не только его делимость на
отдельные единицы, но и его как цельную и неделимую субстанцию, подобно тому,
как мы говорим "тысяча" без всякого раздельного представления
обозначаемых этими словами отдельных единиц; любое число, большое и малое,
цельное или дробное, всегда есть нечто, а значит, есть нечто неделимое,
поскольку никакая цельность вообще не сводится на сумму своих частей. Это и
есть "числа сами по себе", без которых мышление не обходится и
которые ведут к истине.
Платону принадлежит также и самая четкая диалектика числа, с которой в
описательном виде мы встречались еще в ранней классике. У Платона она дается
сознательно - как чисто категориальная диалектика. Именно, всякое число
занимает среднее место между неделимой единицей и бесконечностью единиц, или,
как он говорит, между пределом и беспредельным."
Если вас интересует создание сайтов Днепропетровск, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке и узнайте больше.
Аристотель говорит о близкой ему теории числа, принятой пифагорейцами:
"...У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве
материи для вещей, и в качестве их состояний и свойств, а элементами числа они
считают чёт и нечет, из коих первый является неопределенным, а второй
определенным; единое состоит у них из того и другого, - оно является и четным,
и нечетным, число (образуется) из единого, а (различные) числа, как было
сказано, это - вся вселенная".
Секст Эмпирик обращал внимание на связь, существующую между структурами,
заключенными в числе, и структурами разума:
"И как свет, - по словам Посидония в толковании платоновского
"Тимея", - постигается световидным зрением, а звук - воздуховидным
слухом, так и универсальная природа должна постигаться родственным ей разумом.
Началом же универсальной субстанции явилось число. Поэтому и разум в качестве
судьи всего, будучи причастен его могуществу, сам может быть назван
числом."
Плотин рассматривал числа как "активную эманацию первоединого"
(Лосев). Его идеи были развиты Ямблихом, в своем труде "Теологумены"
давшим подробное описание механизма рождения одного числа из другого, и
Проклом, давшим и онтологическую и космологическую иерархию чисел и
предлагавшим видеть в числе живую божественную сущность.
Позднее к миру числа обращались множество мыслителей - Св. Иероним, Скотт
Эригена, Рене Декарт, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Лейбниц,
Спиноза, Новалис. Не меньший интерес к числам проявлял и Восток. Флоренский
писал по этому поводу: "Числовые спекуляции с громадными числами в законах
Ману, все космологические идеи, легенда о Будде, побивающем в счете мудрецов, и
другие факты в том же духе напитаны идеей потенциальной бесконечности".
Яркой иллюстрацией этой мысли служит описание буддийской доктрины чисел,
сделанное Хрисанфом в его труде "Религии древнего мира":
"Соединение тысячи миров желания с тысячью миров переходных от первых -
образует у буддистов так называемый малый хилиокозм, или малое тысячное
счисление миров. Третья ступень мира форм обнимает собой тысячу миров второй
ступени и тысячу малых хилиокозмов, следовательно, - миллион земель, солнцев,
словом - миллион миров желания с миллионом миров переходных. Четвертая ступень
обнимает тысячу миров, каждый с тысячью миллионов миров первой ступени и
миллионом второй. Это - великий хилиокозм. За этими мирами следует еще высший,
небесный "мир бесформенности", со своими четырьмя небесами, т. е.
мир, в котором нет и формы бытия, никакого признака существования. Но и этим не
ограничиваются буддисты в своем стремлении увеличить число миров. Великий
хилиокозм. состоящий из тысячи миров, в свою очередь дробится на множество
таких же хилиокозмов. Тысяча таких великих хилиокозмов, по воззрению буддистов,
составляют только ту систему мира, на которую простирается влияние Будды и где
слышится его слово. Все это не больше, как точка в безграничной вселенной,
капля в море... Для обозначения числа миров пишется линия цифр в 44 тысячи
футов длины, состоящая из 4 456 448 нулей."
О числовом символизме немало говорилось и в индуистской традиции, а также в
философии санхья.