Сайт http://fuji-kiev.com.ua/, и Самая известная мантра.
Будучи в Тибете, я открыла для себя незабываемую мантру. Я ее слышала
везде — в магазинах, в ресторанах, на улицах. Она проникала в меня в
самую глубину и отзывалась в каждой клеточке. Это была мантра "Ом Мани
Падме Хум". Возвратившись в Москву, я все же решила изучить, а что же обозначает
эта мантра, которая постоянно меня возвращает в глубины вечности и
пустоты. При переживании ОМ человек открывается, выходит из своей
скорлупы, освобождается, ломая тесные рамки эгоизма и установленные им
же самим ограничения, он становится единым со Всем, с Бесконечностью.
Если бы он остался в этом состоянии – это был бы конец его существования
как индивидуальности, как живущего, думающего и переживающего существа.
Он достиг бы полного исчезновения внешней эгоистической структуры
сознания, совершенного спокойствия и полной неподвижности, пассивности,
подавления эмоциональности, достиг бы нечувствительности в восприятии
всего дифференцированного и индивидуального не только внутри себя, но и
вне, т. е. в восприятии всех живых страдающих существ. Вы - любитель японской кухни? Тогда вам сюда - http://fuji-kiev.com.ua/. Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше.
ОМ – это подъем к универсальности, ХУМ – это
нисхождение состояния универсальности в глубины человеческого сердца.
ХУМ не может существовать без ОМ, но ХУМ больше, чем ОМ: это Срединный
Путь, который не теряется ни в конечном, ни в бесконечном и не приводит
ни к одной из крайностей. Поэтому сказано: "В темноте пребывают
те, кто служит только миру, но в еще большей темноте те, кто
поклоняется только бесконечности. Принимающий и то, и другое спасается
от смерти знанием первого и достигает бессмертия знанием другого" Иша-упанишада ОМ в своем динамическом аспекте проходит через индивидуальное и
сверхиндивидуальное сознание, переходит в "абсолютное", свободу от
эгоизма, от иллюзии своего "я". Жить в абсолютном так же невозможно для
живого существа, как и плавать в вакууме, так как сознание и жизнь
возможны только там, где есть относительное. Переживание ОМ изменяется и
созревает при переживании ХУМ. ОМ можно сравнить с солнцем, а ХУМ с
почвой, куда должны упасть солнечные лучи, чтобы пробудить дремлющую
жизнь. ОМ – это бесконечное, а ХУМ – это бесконечное в конечном, вечное во
времени, вневременное в преходящем, безусловное в обусловленном,
бесформенное как основа всех форм, трансцендентальное в преходящем –
таким образом осуществляется Мудрость Великого Зеркала, отражающая как
Шуньяту, так и объекты, и открывающая как "пустоту" в вещах, так и вещи в
"пустоте". "Видеть вещи
частичными, несовершенными элементами – это низшее аналитическое знание.
Абсолют повсюду: его можно увидеть и найти везде. Каждое конечное есть
бесконечное и: должно познаваться и ощущаться в своей внутренней
бесконечности, а также и в своей внешней конечной проявленности. Но
чтобы таким образом понимать мир, воспринимать и переживать его,
недостаточно иметь только интеллектуальное понимание или воображение
того, что он именно таков: необходимо некоторого рода божественное
видение, особое чувство, экстаз, переживание единения самого себя с
объектами своего сознания. При таком переживании... каждая вещь,
заключенная в Едином, становится для нас нашей собственной" Sri Aurobindo, с. 486 Такое "божественное" видение возможно только благодаря реализации
универсальности нашего высшего сознания. Поэтому мы должны пройти через
переживание ОМ для того, чтобы достичь умиротворяющей глубины
переживания ХУМ и понять ее. Вот почему ОМ стоит в начале, а ХУМ в конце
мантр. В ОМ мы открываем себя, а в ХУМ мы отдаем себя... ОМ – врата к
знанию, ХУМ – звук жертвоприношения. Санскритский слог "ху" означает
"жертвовать", осуществлять акт подношения. А священной жертвой, согласно
Будде, является: пожертвование собственного "я". Я не положу дерева, о Брахман, на алтарь для возжигания огня, Только внутри себя разожгу я пламя. Когда огонь разгорится, положу на него свое "я". ... сердце есть алтарь. Пламя на нем – это пылающее человеческое "я"...
Немногие ученые-ориенталисты Запада смогли найти истинный смысл
шестислоговой мантры. Неисчислимые попытки объяснить удовлетворительно ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ и
раскрыть глубокое значение или тем более скрытую мудрость в ней
оказались более или менее безуспешными. Самое простое и популярное, но и
самое плоское из этих объяснений сводится к тому, что на чисто внешнем
сопоставлении доказывалось, что санскритские слова "молитвы", состоящие
из шести слогов, передают благословение на каждую из шести областей
сансары, когда они прочитываются с благоговением благочестивым буддистом
(Jaschke, 1949, с. 607). Если мы хотим понять мысли и чувства тибетцев, необходимо
предварительно отложить в сторону все наши собственные мнения и
предубеждения и попытаться войти в сферу религиозного опыта, откуда и
происходит значение слов Священных Писаний, звуков мантр, священных
ритуалов и воззрений практикующих. Тогда мы увидим, что существует не
только логика умозаключения, исторического и филологического анализа,
абстрактных концепций и ценностей, но и в равной мере оправданная и
гораздо более глубокая логика врастания в область религиозного опыта.
Как сказал Отто Штраус в своей классической работе по индийской
философии: "Прежде всего мы не должны забывать, что духовную практику никогда не
понять правильно только читая книги. Опыт должен добываться только
через переживание или, по крайней мере, необходимо понять психологически
то, что Европа лишь недавно начала исследовать". В тибетской мысли, использующей чисто внешние средства для
определения соотношений между шестью слогами мантры и шестью областями
существования нет ни внешнего, ни поверхностного, но есть внутренняя
природа Авалокитешвары, которая позволяет доводить каждое слово до такой
глубокой интерпретации. Другими словами, весь смысл дает мантре содержание опыта, а не
генетическое или филологическое значение слова. Просто историческая или
филологическая интерпретация мантры действительно является самым
поверхностным и бессмысленным путем ее рассмотрения, так как подобная
позиция принимает скорлупу за содержимое яйца и тень за сущность. Так
как слова – не мертвые вещи, то мы не можем передать их друг другу,
подобно монетам, запереть их в сейф или закопать в землю и взять оттуда
снова неизмененными, даже через столетия, когда захотим. Нет, они скорее похожи на символы или иероглифы постоянно растущего и
расширяющегося сознания из сферы опыта. Они – то, что мы делаем из них,
и что вносим, вкладываем в них, сознательно или бессознательно. Как
Авалокитешвара снизошел в мир, и как каждый луч его милосердия подобен
руке помощи, протянутой тем, кому она необходима, так и каждый слог его
мантры наполнен силой и благостью его любви. Поэтому совершенно
естественно, что шесть священных слогов представлены в сопоставлении с
Шестью областями, в которых они должны устранить страдание, освобождая
существа от иллюзий и привязанностей. Тем, кто сам открыл смысл мантры, т. е. тем, кто не только
верит в ее действенность, но и наполняет ее силой своей собственной
благости, уже недостаточно заботиться только о своем Освобождении, но
они побуждаются желанием Освобождения для всех живых существ. По этой
причине йогин (после постижения всех различных уровней и стадий духовной
реальности, содержащихся в мантре) обращает свое внимание к различным
классам существ, и во время произношения каждого из шести слогов он
обращает ум свой к шести областям сансары. Таким образом, каждый слог
становится средством реализации силы милосердия Авалокитешвары. Поэтому сказано, что произнесение священной мантры с искренним
сердцем не только благословляет все живые существа, но и закрывает для
практикующего врата перерождений в этих областях мира. Ибо состояния
существования, вызывающие у нас сострадание, навсегда теряют для нас
свою привлекательность. То, от чего мы хотим освободить других, больше
не может быть желанным для нас. Так, при произнесении ОМ мы направляем наш ум и внимание на мир
богов, охваченных иллюзией собственного постоянства и совершенства,
открывая силой этой мантры врата освобождения для них и в то же время
закрывая себе вход в эту область перерождения. Подобным образом мы направляем наш ум на существа других областей:
произнося МА, мы освобождаем мир асуров, снедаемых завистью и занятых
постоянной борьбой против сил света. Произнося НИ, воздействуем на мир
людей, ослепленных самомнением относительно своих достижений. Произнося
ПА, мы воздействуем на мир животных, находящихся в темноте и немоте.
Произнося ДМЭ, мы воздействуем на мир голодных духов – претов. И
произнося ХУМ, мы облегчаем страдания существ, находящихся за свои
злодеяния в адских областях. Таким образом, ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ является благовестом освобождения
для всех существ, символом Пути, ведущего к конечному Спасению. При
произнесении этих слогов в сердце йогина возникает лучезарная фигура
Великого Милосердного и преображает смертное тело практикующего в
Нирманакайю Авалокитешвары, наполняя его ум безграничным светом
Амитабхи. Затем следует вышеупомянутое преобразование ужасов сансары в
звуки шести слогов. Поэтому в "Бардо Тойдол" говорится, что если в
момент Великого Узнавания в промежуточном состоянии между смертью и
новым воплощением изначальный голос Реальности отдается подобно
тысячекратному грому, то может случиться, что он будет звучать именно
как звук шести слогов. И подобное мы читаем в "Шурангама Сутре": "Как сладок таинственный и
запредельный звук Авалокитешвары! Это изначальный звук вселенной. Он
слышится внутри приглушенного гула морского прилива. Его таинственный
звук приносит освобождение всем чувствующим существам, взывающим в своем
горе о помощи, приносит чувство постоянства искренне ищущим достижения
покоя Нирваны". Бесчисленные изображения и молитвенные камни, на которых миллионы раз
запечатлена священная мантра Авалокитешвары (тиб. сПьян-рас-гЗигс =
Жанрэйсиг) лишний раз доказывают, с какой преданной любовью люди Тибета
встретили это послание. Она на губах всех паломников, это надежда живых и
последний вздох умирающего. Это вечная мелодия Тибета, которую йогин
слышит в журчании ручейка, в ударах капель воды, в завываньи бури. Мантра приветствует путника с высоких скал, на диких караванных путях
и на высоких перевалах. Таким образом, практикующий как бы постоянно
присутствует в мире Просветленного, с осознаванием этого драгоценного
камня – мани, в ожидании его раскрытия – пробуждения в лотосе своего
сердца. Жизнь и смерть, опасности и беды становятся несущественными при
таком возвышенном состоянии и присутствии, и вечный диссонанс между
сансарой и нирваной постепенно исчезает в свете этого знания. Ему хочется повторить с глубочайшим убеждением слова, сказанные Бодхисаттвой Сарва-Ниварана-Вишкамбхином в "Авалокитешвара-гуна-карандавьюха": "Тому, кто даст мне
Великую Мудрость, Шесть Слогов, я подарю четыре мировых континента,
наполненных семигранными драгоценностями. И если тот не сможет найти ни
коры дерева, чтобы написать на ней, ни чернил, ни бумаги, то я предлагаю
сделать чернила из моей крови, взять мою кожу взамен коры, расколоть
одну из моих костей и сделать из нее перо. И все это не причинит
страданий моему телу. И он был бы мне как отец и мать и самым
высокочтимым из всех почитаемых".
|