Классификация темпераментов человека по стихиям
Сертификация ИСО 9001 Казань на сайте http://www.isokazan.ru/ Пройдите по ссылке прямо сейчас, чтобы узнать больше.
Как только не пытались люди объяснить и понять окружающий мир и самих себя! Поскольку наши предки жили ближе к природе, именно природа стала «первой мерой всех вещей»[1]. Люди верили, что природные стихии, времена года и климат могут влиять на личность и здоровье человека. Человек всегда считался уменьшенной копией Вселенной, а, следовательно, его тело «должно было состоять из всех элементов, составляющих Вселенную»[2].
В западной культуре термин «стихии» охватывает Воду, Землю, Воздух и Огонь. Эти стихии находятся в центре мироздания и содержат изначальные виды энергии, которые присутствуют во всем, включая человека. И хотя стихии можно считать абстрактными, они происходят из «идей, возникающих из чего-то абсолютного и присущего природе»[3].
Представление о том, что стихии — это те кирпичики или «организующие начала», из которых сложен мир, можно встретить почти во всех культурах[4]. Стихии представляли по-разному: как духи, различные флюиды и проявление «разума природы»[5]. В этом отношении они считаются основой не только физического мира или Вселенной, но и сознания. Стихии оказывают влияние и на внутренний мир, и внешний. По сути своей они являются нашими проводниками и «действующими учителями сознания»[6]. Они — наши истоки и на физическом уровне, и на уровне сознания.
Во многих культурах внутренний и внешний миры описывались при помощи различных символов. Стихии, обладающие бессчетными взаимосвязями и соответствиями, стали благодатной почвой для развития символизма, поскольку были неотъемлемой частью повседневной жизни.
Знания о стихиях стали важной составляющей таких наук, как астрология, алхимия, медицина, таро и мифология. Сказочные существа, такие как драконы, символизируют смешение четырех стихий. Например, драконы превосходно чувствуют себя в трех стихиях — Земле, Воде и Воздухе (на суше, в море и в небе), и, конечно же, всем известна их способность выдыхать пламя. Разделение карт Таро на масти также основано на четырех стихиях и их взаимосвязях. В древнегреческой, индийской аюрведической и традиционной китайской медицине при составлении диагноза пациента учитываются и властвующие над ним стихии.
Четыре стихии формируют систему, позволяющую увидеть и понять мир вокруг и внутри нас самих. Четыре стихии — это четыре краеугольных камня нашего мира. Чем больше символов с ними отождествляется, тем больше мы их понимаем на интуитивном уровне, понимаем настолько, что они становятся частью нас самих. Именно так мы можем лучше познать себя, постичь и осознать свою истинную сущность. Символы выступают в качестве зеркал, отражающих вещи, которые они обозначают. Когда мы познаем важность отражений, мы постигнем и значение взаимосвязей между ними и оригиналами.[7]
В психологической школе Юнга стихии соотносятся с четырьмя типами темперамента: интуитивный (Огонь), ощущающий (Земля), мыслительный (Воздух) и чувствующий (Вода).[8]
Стихии: экскурс в историю
Теория о стихиях была сформулирована греческим философом Эмпедоклом в трактате Тетрасомия, или Учение о четырех стихиях (ок. 500 г. до н. э.).[9] В нем он отметил, что все сущее состоит из четырех элементов, сочетающихся разным образом, но нет ничего, что состояло бы только из одного-единственного элемента. Применительно к людям эта теория гласит, что никто не обладает чертами, присущими только одной стихии, все живое и неживое является сочетанием энергий разных стихий.
Другие философы разрабатывали идею о том, что известные людям четыре стихии произошли от неизвестной пятой, которую считали более тонкой. В итоге они придавали ей большее значение. Хотя эти ученые и соглашались с тем, что все состоит из сочетания «обычных» элементов материи, но выше прочих они ставили «идеальное представление материи — пятый элемент, или эфир»1.
Физической границей между четырьмя основными (внизу) и более тонкими стихиями (вверху) была Луна. Стихии Воздуха, Воды, Огня и Земли принадлежали этому миру, который и был их законным местом во Вселенной. Родоначальником этой идеи стал Аристотель, поместивший четыре стихии на нижний уровень природы. Верхний уровень — небеса — был вместилищем пятой стихии, получившей название «Эфир». В этой стихии обитало божество, придавая ей тем самым духовную сущность2. Эта связь с духовным началом все еще существует в современном язычестве: пентаграмма символизирует собой четыре стихии и Дух.
По мнению Аристотеля и Платона четыре стихии (составные части материи) произошли из одного источника. Это признавали и первые алхимики, жившие около 300 г. н. э. В средневековой алхимии понятие стихий тесно переплелось с понятием вещества, получившего название философского камня. «Был ли философский камень реально существующим предметом, результатом алхимического опыта или же состоянием духа — все зависело от воззрений алхимика»3.
Идеограмма XVII века, обозначающая искусство алхимии, состоит из небольшого круга (символ Воды) и квадрата (символ Земли), заключенных в треугольник (символ Огня), помещенный в большой круг (символ Воздуха) (рис. 2.2)[10].
Хотя создание теории о четырех жидкостях, наполняющих человеческое тело, приписывают Гиппократу, скорее всего, он почерпнул ее из какого-то восточного источника2. Разделение людей по четырем типам жидкостей тела было скорее разделением по типам темперамента, поскольку в зависимости от этого определялись особенности организма и назначалось лечение. Во многих культурах бытовало мнение, что поддержание баланса стихий в организме важно для физического и психического здоровья. Следствием нарушения этого баланса являются болезни. Жидкости тела — это сочетание двух из четырех основных компонентов: горячего, холодного, сухого и влажного.
Таблица 2.1. Взаимосвязь стихий и жидкостей тела
Огонь
|
Горячее, сухое
|
Вода
|
Холодное, влажное
|
Воздух
|
Горячее, влажное
|
Земля
|
Холодное, сухое
|
|
Вопреки теории жидкостей тела в большинстве западных культур стихии связывались, в основном, с понятиями «личность» и «я», тогда как на Востоке стихии ассоциировались, по большей части, с частями тела.
Четыре или пять стихий
В целом, в западной культуре считалось, что мир сотворен и существует благодаря четырем стихиям, четырем видам энергии. Как уже было сказано ранее, греческие философы выдвинули теорию о существовании пятой загадочной стихии. В культурах Востока выделяют пять основных первичных сил. В Тибете и Индии пятой стихией признается Дух, или Эфир (рис. 2.3)[11]. Как известно, предложенный Аристотелем Эфир был идеальной стихией, отличной от четырех основных, и также ассоциировался с Духом.
Китайские философы выделяют пять стихий — Огонь, Землю, Воду, Металл и Дерево. Дерево считается духовной стихией, в которой заключена жизненная энергия. Эти пять стихий используются в традициях, в которых жизнь можно изучать с пяти точек зрения, таких как хирология (учение о связи знаков на ладони и формы руки с телесными и духовными свойствами человека).
На приведенном ранее рис. 2.1 показано, что символами четырех стихий, принятых на Западе, являются треугольники. Тому есть довольно веское основание: объединенные, они «становятся символом всего физического мира»[12]. Это единство отображает круг, разделенный на 4 части. Он также является символом стихии Земли (рис. 2.4).
Кроме того, четыре стихии обозначаются простым крестом, в котором противоположные стихии разнесены на противоположные вершины. В парах «Земля и Вода», «Огонь и Воздух» стихии дополняют друг друга. В парах «Земля и Воздух», «Огонь и Вода» стихии противоположны (рис. 2.5).
И, тем не менее, противоположные друг другу стихии, расположенные на противолежащих вершинах креста, вместе создают равновесие и цельность (разделенный на четверти круг). Такой крест, символизирующий взаимосвязь стихий, соответствует современной схеме, представляющей личность1. Джон Ди (John Dee) (1527-1607), придворный астролог английской королевы Елизаветы I, объяснял символ-крест так: стихии — прямые линии — исходят из центра природы — Солнца. Квинтэссенция (от quinta essentia, пятая стихия) — это точка, в которой сходятся четыре стихии2.
Таблица 2.2. Стихии в хирологии и прочих традициях
Стихия
|
Хирология
|
Китайская
традиция
|
Индийская
традиция
|
Земля
|
Практичность
|
Земля
|
Земля
|
Вода
|
Чувствительность
|
Вода
|
Вода
|
Огонь
|
Интуиция
|
Огонь
|
Огонь
|
Воздух
|
Интеллект
|
Металл
|
Воздух
|
Эфир, или квинтэссенция
|
Духовность
|
Дерево
|
Дух
|
|
Из следующей главы станет понятно, насколько символ в виде круга, разделенного на четверти, важен для самопознания. Ведь постоянное взаимодействие стихий порождает изменения, которые происходят с нами постоянно. Если мы будем им открыты и не станем им противиться, мы сможем изучить стихии и научимся жить в согласии с нашей истинной природой и с окружающим миром. Мы узнаем, как уравновесить и освободить ток энергии и тем самым открыть свое настоящее «я».
[1] Tomio, Chinese Hand Analysis, 23.
[2] Curtiss, Inner Radiance, 188.
[3] Lipp, Way of Four, 10.
[4] Fontana, Secret Language of Symbols, 180.
[5] Curtiss, Inner Radiance, 177.
[6] Michaels, Elemental Forces of Creation, 4.
[7] Tomio, Chinese Hand Analysis, 27.
[8] Lipp, Way of Four, 55.
[10] Liungman, Dictionary of Symbols, 255.
[11] Fontana, Secret Language of Symbols, 180.
[12] Jung, Mysterium Coniunctionis, 460.
|