"Gar tajalli-i-Khas Khahi, surat-i-insan bebin: Dhat-i-Haqqra ashkara andamni khandan bebin. Если ты ищешь особого озарения, взгляни на лицо человека: В смехе его ясно узри Сущность Абсолютной Истины".Это
важное утверждение Джалаледдина Руми, одного из величайших суфийских
мастеров, полностью противоречит тем многочисленным постнолицым святошам
всех вероисповеданий, которые считают, что юмор разрушает внушение —
все, что они обычно могут предложить.
Даже не будет
преувеличением утверждать, что различие между вырожденными суфийскими
культами и реальным посланием содержится в ответе на вопрос, имеет ли
предполагаемый мистик чувство юмора и использует ли он юмор. Хотя в
современном мире такая позиция из-за растущего числа фанатиков едва ли
приемлема для их многочисленных жертв, так было не всегда. Платон, если
вы помните, сказал:
"Серьезные вещи не понять без смешных, противоположности - друг без друга".Это
безусловно подтвердится, если взглянуть на даже относительно
поверхностные аспекты шестидесяти шуток, приведенных в этой книге.
Легкость,
с которой лишенный чувства юмора стращатель, приняв подобающее
выражение лица, посредством необходимой терминологии может убедить
неразмышляющую публику, что веселость — почти что богохульство, — одна
из причин этой ситуации. Но это совсем не означает, что такая нелепица
верна.