http://seooki.ua/, и
Осознанное сновидение у детей.
Если вас интересует ускорение процесса поиска топовых компаний на Гугл, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите на сайт http://seooki.ua/ и узнайте больше.
Ещё в 1921 году Мэри Арнольд-Форстер предложила, что методы осознанного сновидения можно использовать, чтобы уменьшить страдания детей, некоторые из которых значительно мучаются от их склонности к неприятным сновидениям (Арнольд-Форстер, 1921). Сообщалось, что осознанные сновидения случались у детей с 5-и летнего возраста, и это кажется интересной и возможно плодотворной областью для дальнейшего исследования.
Вот осознанное сновидение, записанное во взрослой жизни нашим Субъектом B. Он считает, что это переживание имело место приблизительно в его 5-и летнем возрасте.
В то время мы жили в сельском доме с соломенной крышей и каменным полом. Мне приснилось, что я был в гостиной этого дома, и я знал, что видел сон. Я был удивлён реализмом и отсутствием какого бы то ни было искажения восприятия. Обычно я чувствовал, что мои сновидения были неприятно неопределёнными и гротескными, но не в этом случае. Я заметил солнечный свет на взвешенной в воздухе пыли. В воздухе передо мной стояла Паллада Афина, и я восхищался красотой её фигуры, которая была очень чёткой, совершенно пропорциональной и с выразительной текстурой. Она была эстетически приятной, в белом и золотом, фактически вполне идеальное представление того, чем в моём понимании должна бы быть такая фигура. Она подарила мне цветок в горшке, который я принял. Было довольно распространено в книгах мифов и легенд для богинь показывать их благосклонность, дарением полезных вещей. После этого, я думаю, сновидение перестало быть осознанным, или стало менее осознанным, и превратилось в запутанный вид пряток в лесу позади дома, включая меня, моих родителей, и красного карлика, который хотел украсть мой цветочный горшок.
Интересно рассмотреть какие могут быть различия между осознанными сновидениями детей и взрослых. Последний пример предполагает, что, по крайней мере, в некоторых случаях дети могут иметь почти такое же как и у взрослых переживание критического внимания к сновидению и оценке качества и деталей представленных образов.
Другая опытная осознанная сновидица нашего Института, Субъект E, описывает своё переживание осознанности в детстве следующим образом:
Будучи ребёнком я иногда понимала как раз перед пробуждением, что видела сон; объекты сновидения выглядели такими реалистичными, что казалось возможным взять их в бодрствующий мир, держась за них. Будучи в подростковом возрасте, осознание сновидения происходило в более глубоких состояниях сна, иногда сопровождалось эпизодами со скольжением или плаванием.
Следующий отчёт от другого из наших субъектов - датчанина - владеющего английским.
Первое осознанное сновидение, которое я помню, произошло, когда мне было всего лишь семь лет.
Сначала у меня было обычное сновидение, которое я не очень помню. Затем я был вместе с одноклассником в своей комнате для игр, когда я внезапно понял, что вижу сон.
Я сказал своему другу: «Эй, постой-ка, ведь мы видим сон!» Он, казалось, проигнорировал эти слова, поэтому я пошёл к своей матери, которая сидела в гостиной. Когда я сказал ей, что только что сказал своему приятелю, то её реакция оказалась аналогичной.
Естественно, их реакции были довольно раздражающими, но я не рассердился. Вместо этого меня переполняло ощущение удивления и чувство обладания высшим знанием. Затем я подошёл к окнам, которые были зашторены, и громко закричал: «Так вы мне не верите! Ну так посмотрите сами!» И с этими словами я отдёрнул шторы.
За окнами был пейзаж очень отличающийся от пейзажа реального мира: небольшая деревня в самых прекрасных красках, вся покрытая блёстками. Все здания, казалось, пылали. Я видел церковь и слышал звук церковных колоколов.
Это было прекрасное зрелище, и настроение было таким чудесным, что я без колебаний выпрыгнул из окна прямо в эту деревню.
В этот момент меня разбудила моя бабушка, так как мне пора уже было вставать, чтобы готовиться идти в школу. Должно быть, было около 8:00.
(Субъект O.D.)
С очевидной точки зрения, слабым звеном во всех приведённых нами случаях является то, что они были записаны лишь спустя многие годы после самого события, так что нет возможности оценить степень, до какой воспоминания субъектов могли быть изменены или искажены с течением времени.
Пока ещё невозможно сказать много о самых эффективных методах, которые могли бы использоваться в избавлении от кошмаров детьми посредством культивирования осознанности, поскольку эта идея применялась только в отдельных случаях, хотя очевидно иногда вполне успешно, как в следующем примере.
Однажды, когда я долго болтал со своей племянницей, я решил затронуть свою излюбленную тему и поинтересовался: «Как у тебя со сновидениями в последнее время?» Мадлен, тогда ей было семь лет, возбуждённо стала описывать страшный кошмар. Ей снилось, что она пошла купаться на местный пруд, как она это часто делала. Но на сей раз её напугала акула-пожирательница маленьких девочек! Я посочувствовал её страху и добавил: «Но ты, конечно же, знаешь, что на самом деле в Колорадо нет никаких акул.» Она ответила: «Конечно, нет!» Я продолжал: «Ну, если ты знаешь, что там где ты плаваешь никаких акул нет, то если ты когда-нибудь увидишь её снова, знай, что это сон. И, конечно же, акула из сновидения не сможет причинить тебе никакого вреда. Это страшно лишь тогда, когда ты не знаешь, что это сновидение. Но как только ты точно будешь знать, что видишь сон, то ты сможешь делать всё что захочешь, ты сможешь даже подружиться с той акулой из сновидения, если только захочешь! Почему бы тебе не попробовать?» Мадлен выглядела заинтригованной, и вскоре оказалось, что она клюнула на мою приманку. Неделю спустя она позвонила и гордо объявила: «Знаешь, что я сделала? Я каталась на спине той акулы!»
(Лаберж, 1985)
Этот вид избавления от кошмаров определённо является многообещающей областью развития, и кажется вполне вероятным, что исследование помогло бы выявить самые эффективные методы для использования детьми.
Стивен Лаберж привлёк внимание к интересному историческому случаю одного человека, использующего осознанность, чтобы противодействовать кошмарам, описанному в письме философа Томаса Рида от 1779 года. В молодости Рид видимо страдал от кошмаров, которые не только нарушали его сон, но и оставляли после себя «неприятное впечатление» на весь день. Наконец ему пришло в голову,
что стоит проверить, возможно ли вспомнить, что это всего лишь сновидение, и никакой реальной опасности мне не грозит. Я часто ложился спать, пытаясь настолько сильно запечатлеть эту мысль в своём уме, насколько я только мог, а именно, что я никогда за всю свою жизнь не был ни в какой реальной опасности, и что всякий раз, когда я испытывал страх, я был в сновидении. После многих бесплодных попыток вспомнить это в момент переживания опасности, я, в конце концов, добился успеха, и впоследствии часто, когда я поскальзывался и падал в пропасть, я вспоминал, что всё это лишь сновидение, и смело прыгал вниз. Результатом этого обычно бывало моё немедленное пробуждение. Но я просыпался спокойным, и считал это великим достижением После этого мои сновидения никогда меня больше не смущали.
(Seafield, 1865, стр. 194; цитата из Лаберж, 1988a)
Есть два момента в этом отрывке, которые показывают поразительное сходство с современными отчётами. Первое - осознанность Рида обычно приводила его к пробуждению. Мы отметили в начале этой главы, что люди, которые испытывают осознанность, проистекающую только из кошмаров, часто сообщают только о кратких периодах осознанного сновидения. Второе - Рид, кажется, самостоятельно пришёл к одному из методов наведения осознанного сновидения, описанного в предыдущей главе, а именно - при засыпании, пытаться удержать в уме намерение достигнуть осознания в сновидении.
|