Факторы жизни.Чувствование есть чисто индивидуальный акт,
отношение внешнего мира к нашему субъекту, поскольку это отношение находит свое
выражение только в субъективном переживании.
Если вы хотите купить зонт прозрачный купол, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке и узнайте больше.
Существует еще и другое проявление человеческой
личности. "Я" сопереживает посредством своего мышления всеобщую
мировую жизнь; посредством мышления оно чисто идеально (понятийно) соотносит
восприятия с собой, а себя с восприятиями. В чувствовании оно переживает
перенос объектов на свой субъект; в воле имеет место обратное. В ведении
мы равным образом имеем перед собой восприятие, а именно восприятие
индивидуального переноса нашей самостности на объективное. То, что молений не
является чисто идеальным фактором, есть ранным образом только предмет восприятия,
как это имеет место и при всякой другой вещи внешнего мира. Однако здесь
наивный реализм будет считать себя имеющим дело с гораздо более действительным
бытием, чем какое может быть достигнуто мышлением. Он усмотрит в воле элемент,
в котором некое свершение, некое причинение (Verursachen) дано ему непосредственным
образом, в противоположность мышлению, постигающему свершение .пить в
понятии. То, что Я осуществляет посредством своей воли, представляется для
такого воззрения непосредственно переживаемым процессом. Приверженец этой
философии полагает, что в волении ему действительно удается схватить мировое
свершение за какой-то его краешек. Тогда как другие события он может
прослеживать только внешне, посредством восприятия, ему кажется, что в своем молений
он переживает совершенно непосредственно некое реальное свершение. Форма бытия,
в которой является ему воля в границах его самостности, становится для него
реальным принципом действительности. Его собственное воление кажется ему
частным случаем всеобщего мирового свершения; последнее же оказывается таким
образом всеобщим волением. Воля становится мировым принципом, подобно тому как
чувствование в мистике чувства - принципом познания. Этот тип воззрения есть философия
воли (гелизм). То, что может быть пережито только индивидуальнo, возводится
ею в конструирующий фактор мира.
Как мистика чувства не может быть названа наукой,
так не может быть названа ею и философия воли. Ибо обе утверждают, что не могут
поладить с понятийным проницанием мира. Обе требуют наряду с идеальным еще и
реального принципа бытия. И это - с известным правом. По так как в качестве
Средства постижения этих так наливаемых реальных принципов мы располагаем
только восприятием, то утверждение мистики чувства и философии воли совпадает с
воззрением, что мы имеем два источника познания: мышление1 и восприятие, из
которых последнее предстает в чувстве и воле как индивидуальное переживание.
Так как излияния одного из этих источников (переживания) не могут быть прямо
внесены этим мировоззрением в излияния другого (мышление), то оба способа
познания, восприятие и мышление, остаются сосуществующими друг подле друга и
лишенными высшего посредничества. Наряду с достигаемым через знание идеальным
принципом должен существовать еще и другой, переживаемый, а не постигаемый в
мышлении, реальный принцип мира. Другими словами, мистика чувства и философия
воли суть наивный реализм, ибо они склоняются к положению: непосредственно
воспринятое действительно. Но только по сравнению с первоначальным наивным реализмом
они допускают непоследовательность, возводя какую-то определенную форму
восприятия (чувствование или воление) в единственное средство познания бытия,
между тем как они могли бы это сделать, лишь придерживаясь общего положения:
воспринятое действительно. Им пришлось бы вместе с тем приписать одинаковую
познавательную ценность и внешнему восприятию.
Философия воли становится метафизическим
реализмом, когда она перелагает волю также и в те сферы бытия, в которых
непосредственное переживание ее не может уже осуществляться так же, как в
собственном субъекте. Она гипотетически принимает вне субъекта принцип, для
которого субъективное переживание оказывается единственным критерием
действительности. В качестве метафизического реализма философия воли подпадает
изложенной в предыдущей главе критике, которая должна одолеть исполненную
противоречий позицию всякого метафизического реализма и привести к познанию,
что воля лишь постольку является всеобщим мировым свершением, поскольку она
идеально соотносится с остальным миром.
Дополнение к новому изданию 1918 г.
Трудность посредством наблюдения постичь мышление в его существе заключается в
том, что существо это слишком легко ускользает от наблюдающей души в то
мгновение, когда она хочет вовлечь его в фокус своего внимания. Тогда ей
остается лишь мертвая абстрактность, трупы живого мышления. Если иметь перед
собой только эту абстрактность, то в ее присутствии нетрудно будет обнаружить в
себе тягу к "исполненной жизни" стихии мистики чувства или метафизики
воли. Может показаться странным, если кто-нибудь вздумает "только в
мыслях" постигнуть сущность действительности. Но кто достигнет того, чтобы
доподлинно обладать в мышлении жизнью, тот поймет, что с внутренним
богатством и с покоящимся в себе, но в то же время и подвижным в себе, опытом
внутри этой жизни мыслей нельзя даже и сравнивать пребывание в одних только
чувствованиях или созерцание волевой стихии, не кшоря уже о том, чтобы ставить
их выше. Как раз от этого богатства, от этой внутренней полноты переживания и
происходит то, что его отображение - при обыкновенной душевной установке -
выглядит мертвым, абстрактным. Никакая другая форма человеческой душевной
активности не поддается столь легко непониманию, как мышление. Моление,
чувствование - они согревают человеческую душу даже в остаточном переживании их
первоначального тстояния. Мышление слишком легко оставляет нас холодными в таком
остаточном переживании; оно как бы иссушает душевную жизнь. Но это и есть как
раз лишь могущественно действенная тень его пронизанной светом, горячо
погружающейся в мировые явления действительности. Это погружение происходит с
протекающей в самой мыслительной активности силой, которая - в духовном смысле
- есть сила любви. Не следует на это возражать, что тот, кто так видит любовь в
деятельном мышлении, тот вкладывает в него некое чувство, любовь. Ибо это
нозражение есть фактически лишь подтверждение сказанного здесь. Кто обратится к
сущностному мышлению, тот найдет в нем как чувствование, так и волю, и
притом в глубинах их действительности; кто отвращается от мышления и обращается
к "одним только" чувствованию и нелению, тот утрачивает и в них
истинную действительность. Кто захочет в мышлении переживать интуитивно,
тот отдаст должное также и переживанию элементов чувства и воли; мистика же
чувства и метафизика воли не в состоянии отдавать должного
интуитивно-мыслительному проницанию бытия. Им слишком уж легко дается суждение,
что именно они-то и пребывают в действительном, а интуитивно мыслящий человек
бесчувственно и отчужденно от действительности слагает в "абстрактных
мыслях" теневой, холодный образ мира.