Главную трудность при объяснении представлений
философы усматривают в том обстоятельстве, что сами мы не являемся внешними
вещами, а наши представления все же должны иметь соответствующую вещам форму.
Однако при более точном рассмотрении выясняется, что этой трудности вовсе не
существует. Конечно, мы не внешние вещи, но мы принадлежим совокупно с внешними
вещами к одному и тому же миру. Тот срез мира, который я воспринимаю как мой
субъект, пронизан потоком общего мирового свершения. Для моего восприятия я
замкнут поначалу в границах моей телесной кожи. Но то, что заключено внутри
этой кожи, принадлежит к Космосу как единому целому. Итак, для того чтобы
существовало отношение между моим организмом и предметом вне меня, вовсе не
необходимо, чтобы нечто от предмета проскальзывало в меня или производило
отпечаток в моем духе, подобно оттиску на воске. Вопрос - как я получаю весть о
дереве, находящемся в десяти шагах от меня, - поставлен совершенно неверно. Он
проистекает из воззрения, что границы моей телесности являются абсолютными
перегородками, через которые в меня проникают вести о вещах. Силы, действующие
внутри моей телесной кожи, суть те же самые, что и существующие вовне. Итак, я
действительно есть - сами вещи; разумеется, не Я, поскольку я - субъект
восприятия, но Я, поскольку я - часть внутри общего мирового свершения.
Восприятие дерева покоится в одном и том же целом с моим Я. Это общее мировое
свершение равным образом вызывает в одном случае восприятие дерева, а в другом
- восприятие моего Я. Будь я не познавателем мира, а творцом его, то объект и
субъект (восприятие и Я) возникали бы в одном акте. Ибо они взаимно
обусловливают друг друга. В качестве познавателя мира я могу найти общее у
обоих, как двух принадлежащих к одному целому существенных сторон, только через
мышление, соотносящее их посредством понятий друг с другом.
Труднее всего справиться с так называемыми
физиологическими доказательствами субъективности наших восприятий. Когда я
оказываю давление на кожу моего тела, то я воспринимаю его как ощущение
давления. То же давление я могу воспринимать глазом как свет и ухом как звук.
Электрический удар я воспринимаю глазом как свет, ухом как звук, кожными
нервами как толчок, органом обоняния как фосфорный запах. Что следует из этого
факта? Только то, что я воспринимаю электрический удар (или давление) и, вслед
за тем, световое качество, или звук, или известный запах и т. д. Без наличия
глаза к восприятию механического сотрясения в окружающей среде не
присоединилось бы восприятие светового качества, без органа слуха отсутствовало
бы восприятие звука и т. д. По какому же праву можно утверждать, что без
органов восприятия не протекал бы и сам процесс как таковой? Кто отталкивается
от того обстоятельства, что электрический процесс вызывает зрительное ощущение
света, и делает отсюда обратное заключение: следовательно, ощущаемое нами как
свет вне нашего организма есть лишь механический процесс движения, - тот
забывает, что он только переходит от одного восприятия к другому, а вовсе не к
чему-то вне восприятия. Подобно тому как можно сказать, что глаз воспринимает
механический процесс движения в своем окружении как свет, с таким же правом
можно утверждать и то, что закономерное изменение предмета воспринимается нами
как процесс движения. Если на поверхности вращающейся пластинки я двенадцать раз
нарисую лошадь, и притом в таких положениях, какие ее тело принимает во время
бега, то вращением пластинки я могу вызвать видимость движения. Для этого
достаточно будет лишь посмотреть через какое-нибудь отверстие, и притом так,
чтобы в соответствующие промежутки времени видеть следующие одно за другим
положения лошади. Я увижу не двенадцать картинок лошади, а только картину одной
мчащейся лошади.
Итак, упомянутый физиологический факт не может
пролить свет на отношение восприятия к представлению. Нам следует разобраться в
этом иным способом.
В тот момент, когда на горизонте моего наблюдения
всплывает какое-либо восприятие, через меня активизируется и мышление. Некое
звено в моей системе мышления, какая-то определенная интуиция, какое-то понятие
соединяется с восприятием. Когда затем восприятие исчезает из моего кругозора,
что же тогда остается? Моя интуиция, связанная с определенным восприятием,
которое образовалось в момент акта восприятия. Насколько живо могу я позднее
вновь восстановить для себя эту связь, это зависит от способа функционирования
моего духовного и телесного организма. Представление есть не что иное,
как отнесенная к определенному восприятию интуиция, некое понятие, которое
однажды было связано с восприятием и у которого осталось отношение к этому
восприятию. Мое понятие льва образовано не из моих восприятий льва. Но
мое представление о льве образовано на восприятии. Я могу сообщить
понятие льва кому-нибудь, кто никогда не видел льва. Но сообщить ему живое
представление мне не удастся без его собственного восприятия.
Итак, представление есть не что иное, как
индивидуализированное понятие. И теперь нам понятно, что действительные вещи
могут быть репрезентированы для нас представлениями. Полная действительность
вещи дается нам в момент наблюдения из слияния понятия и восприятия. Понятие
получает через восприятие индивидуальный образ, некоторую соотнесенность с этим
определенным восприятием. В этом индивидуальном образе, который содержит в
себе, как некую особенность, отношение к восприятию, понятие и продолжает жить
в нас, образуя представление о данной вещи. Если мы встретим вторую вещь, с
которой соединяется то же понятие, тогда мы признаем ее однородность с первой;
встретив ту же самую вещь вторично, мы найдем в нашей системе понятий не только
соответствующее понятие вообще, но и индивидуализированное понятие со
свойственным ему отношением к тому же предмету, и тогда мы снова узнаем этот
предмет.
Итак, представление находится между восприятием и
понятием. Оно есть определенное, указующее на восприятие понятие.
Сумму того, о чем я могу составить представления,
я вправе назвать моим опытом. Человек, который имеет большее число
индивидуализированных понятий, будет иметь и более богатый опыт. Человек, у
которого отсутствует всякая способность интуиции, не в состоянии приобрести
себе опыт. Он снова теряет вещи из своего кругозора, так как ему недостает
понятий, которые он должен привести в соотношение с ними. Человеку с хорошо
развитой способностью мышления, но с плохо функционирующим, вследствие грубых
органов чувств, восприятием также не удастся накопить достаточного опыта.
Правда, он может тем или иным способом составлять себе понятия, но его
интуициям недостает живого отношения к определенным вещам. Лишенный мыслей
путешественник и живущий в абстрактных логических системах ученый одинаково
неспособны приобрести богатый опыт.
Как восприятие и понятие является нам
действительность; как представление является нам субъективная репрезентация
этой действительности.
Если бы наша личность проявляла себя только
познающей, то сумма всего объективно существующего была бы дана в восприятии,
понятии и представлении. Но мы не довольствуемся тем, чтобы с помощью мышления
соотносить восприятие с понятием; мы соотносим его также и с нашей особой
субъективностью, с нашим индивидуальным Я. Выражением этого индивидуального
отношения является чувствование, которое изживает себя как удовольствие или
неудовольствие.
Мышление и чувствование
соответствуют двоякой природе нашего существа, о которой мы уже упоминали. Мышление
есть элемент, посредством которого мы соучаствуем в общем свершении Космоса; чувствование
- это то, посредством чего мы можем идти на попятную и стягиваться в
тесноту нашего собственного существа.
Наше мышление связывает нас с миром; наше
чувствование уводит нас обратно в самих себя, - только оно делает нас
индивидуумом. Будь мы только мыслящими и воспринимающими существами, вся наша
жизнь должна была бы протекать в одинаковом ко всему равнодушии. Если бы мы
могли только познавать себя, как Я, то мы были бы совершенно равнодушны
к себе. Лишь благодаря тому, что вместе с самопознанием мы испытываем и
самочувствие, что вместе с восприятием вещей мы ощущаем также удовольствие и
боль, мы живем как индивидуальные существа, бытие которых не исчерпывается
понятийным отношением к остальному миру, но которые имеют еще особую ценность
сами по себе.
Возможен соблазн увидеть в жизни чувствований
элемент, более насыщенный действительностью, чем мысленное рассмотрение мира.
На это должно возразить, что жизнь чувства имеет такое более богатое значение
именно и только для моего индивидуума. Для мирового целого жизнь моих чувств
может получить ценность лишь тогда, когда чувствование, в качестве восприятия
меня самого, соединяется с понятием и этим окольным путем включает себя в
Космос.
Наша жизнь есть постоянное колебание между
сопереживанием всеобщего мирового свершения и нашим индивидуальным бытием. Чем
дальше мы возносимся во всеобщую природу мышления, где индивидуальное
интересует нас в конце концов лишь как пример, как экземпляр понятия, тем более
утрачивается в нас характер особого существа, совершенно определенной отдельной
личности. Чем дальше мы погружаемся в глубины собственной жизни и даем нашим
чувствованиям звучать вместе с опытом внешнего мира, тем более мы обособляемся
от универсального бытия. Истинной индивидуальностью становится тот, кто дальше
всего проникает со своими чувствованиями в область идеального. Существуют люди,
у которых даже и самые общие идеи, оседающие в их головах, все еще несут ту
особую окраску, которая безошибочно указывает на их связь с их носителями.
Существуют и другие, понятия которых предстают нам в такой степени лишенными
всякого следа своеобразия, как если бы они возникали вовсе не из человека,
имеющего плоть и кровь.
Акт представления придает нашей понятийной жизни
индивидуальный отпечаток. Ведь у каждого человека есть своя собственная
позиция, с которой он рассматривает мир. К его восприятиям примыкают его
понятия. Он будет по-своему мыслить общие понятия. Эта особая определенность есть
следствие нашей позиции в мире, той восприятийной сферы, которая
непосредственно смыкается с местом, занимаемым нами в жизни.
Этой определенности противостоит другая,
зависящая от нашей особой организации. Ведь наша организация есть специальное,
вполне определенное единичное явление. Каждый из нас соединяет со своими
восприятиями особые чувствования, и притом в самых различных степенях
интенсивности. Это и есть индивидуальное начало нашей собственной личности. Оно
остается как остаток после того, как мы учли все определенности, присущие
нашему месту в жизни.
Совершенно лишенная мыслей жизнь чувствований
должна была бы постепенно утратить всякую связь с миром. Познание вещей у
человека, ориентирующегося на тотальность, должно идти рука об руку с
воспитанием и развитием жизни чувствований.
Чувствование есть средство, через которое понятия
прежде всего приобретают конкретную жизнь.