Четыре печати буддизма.
Определяющим фактом нашей жизни является то, что все мы от природы
инстинктивно стремимся к счастью и не желаем страдать. Стремление к
счастью является главным для всех нас. На вопрос, почему, мы, пожалуй,
можем просто ответить: «Так устроена жизнь».
Если вы ищите запчасти bobcat, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке и узнайте больше.
Но хотя всем нам присуще это естественное устремление и хотя мы всеми
силами стремимся к счастью, другой определяющий факт состоит в том, что
нам снова и снова приходится претерпевать боль и сталкиваться со
страданиями разного рода. Почему же так происходит? Почему, несмотря на
наше глубинное желание стать счастливыми, мы постоянно сталкиваемся с
болью и страданием?
С буддийской точки зрения, причина заключается в том, что в нашем
способе восприятия и взаимоотношениях с миром или с самими собой
скрывается существенный изъян. Коренится он в том, что буддизм
обозначает как «четыре ошибочных воззрения». Первое из них: явления и
события, которые на самом деле являются непостоянными и преходящими, мы
считаем вечными, постоянными и неизменными. Второе: явления и события,
которые на самом деле порождают неудовлетворенность и страдание, мы
считаем подлинными источниками удовольствия и счастья. Третье ошибочное
воззрение заключается в том, что мы нередко считаем чистым и желанным
то, что в действительности является загрязненным. И четвертое ошибочное
воззрение сводится к нашей тенденции приписывать подлинное существование
явлениям и событиям, которые на самом деле лишены такой
самостоятельности. Эти коренные изъяны в нашем мировоззрении ведут к
ошибочному типу взаимоотношений с миром и самими собой, что, в свою
очередь, ведет к запутанности, мучениям и страданиям. Взяв за основу эту
динамику, буддизм формулирует так называемые «Четыре печати», ряд
аксиом, которые являются общими для всех школ буддийской мысли.
Четыре печати таковы:
1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана — истинный покой.
Все составные явления непостоянны
Одно из фундаментальных прозрений буддизма ― понимание непостоянства
всех явлений; это первая из Четырех печатей. Основная мысль здесь
следующая: все явления, возникающие в силу причин и условий, непостоянны
и находятся в процессе непрерывных изменений.
Если говорить о грубом уровне непостоянства, то все мы осознаем, как
возникают и исчезают те или иные вещи, как они претерпевают изменения и
так далее. Но буддисты на этом не останавливаются и утверждают, что за
изменениями, которые все мы видим, должны стоять изменения более тонкого
уровня — процесс, который может быть не столь очевидным. Если мы отдаем
себе отчет в очевидных изменениях, происходящих в течение длительных
периодов времени, то, в принципе, мы должны быть способны мысленно
проследить и те изменения, что происходят в течение самых незначительных
временных промежутков. По логике вещей, даже в течение одной минуты
должен идти непрерывный и динамичный процесс. Все явления подвержены
этому процессу изменений, меняясь каждое мгновение. Поэтому мы можем
сказать, что все, возникающее в силу причин и условий, по природе своей
является непостоянным. Другими словами, все обусловленное должно быть
преходящим.
Как только вы поняли этот ключевой момент, вы начинаете осознавать,
что счастье, к которому мы все так стремимся, и страдание, которого все
мы инстинктивно пытаемся избежать, также представляют собой переживания,
зависящие от причин и условий. Счастье и страдание не приходят из
ниоткуда, но являются следствием причин и условий. Из этого следует,
что, даже если сейчас вы испытываете некое болезненное переживание или
сильное страдание, сам факт, что это переживание обусловлено,
свидетельствует о том, что оно пройдет. Так мы приходим к пониманию
того, что как счастье, так и страдание подвержены изменениям и не
обладают постоянством. С точки зрения непостоянства между счастьем и
страданием нет разницы.
Все загрязненные явления суть страдание
Во второй печати разбирается, чем различаются счастье и страдание, и
указывается, что все загрязненные феномены по сути являются страданием.
Из этого следует, что те явления, которые не обусловлены такими
загрязненными причинами, могут приносить удовлетворение и отвечать нашим
потребностям. Когда мы говорим о загрязненных явлениях в этом
контексте, то имеем в виду те события и переживания, которые возникают
под воздействием негативных импульсов или омрачающих мыслей и эмоций;
они называются «загрязненными», потому что запятнаны загрязнениями ума.
Вот почему они не могут приносить удовлетворения, и их природой является
«духкха», то есть страдание.
Вторая аксиома относится не только к тем физическим ощущениям,
которым все мы с готовностью привешиваем ярлыки «боль» и «страдание».
Разумеется, желание освободиться от страдания является общим для всех
нас, однако глубина понимания того, что такое страдание, может быть
разной. Когда буддисты говорят о преодолении страдания, в особенности в
контексте второй печати, то имеют в виду очень тонкий уровень страдания.
Если вы знакомы с буддийской классификацией страданий, то знаете, что в
буддизме выделяют три основных вида: очевидное (букв. «страдание
страдания» ) страдание, страдание от перемен и всепронизывающее
страдание от обусловленности. Именно о третьем виде страданий идет речь
во второй печати.
Как я уже отметил, из второй аксиомы можно сделать следующий вывод:
если мы освободимся от загрязнений ума, то сможем достичь подлинного
долговременного счастья, к которому стремимся. Возникает вопрос, почему
природа загрязнений такова, что их результатом становится страдание? И
можно ли избавиться от этих загрязнений, этих отрицательных мыслей и
чувств?
Загрязнения ума, или омрачающие мысли и чувства, ― это целый класс
мыслей и чувств, которые являются омрачающими от природы. Из этимологии
тибетского слова «ньон-монг» мы видим, что под страданием понимается
нечто омрачающее нас изнутри. «Омрачает» ― значит причиняет страдание и
боль. Именно омрачения ума: отрицательные импульсы, отрицательные мысли и
чувства являются тончайшими причинами всех наших страданий. Другими
словами, причина страдания в нас самих, равно как и причина счастья.
Основной урок, который мы выносим из этого, следующий. Будем мы
счастливы или будем страдать, зависит от того, в какой мере мы сумеем
обуздать свой ум. Обузданный ум, духовно преобразованный ум ведет к
счастью, а необузданный ум, то есть находящийся во власти омрачающих
эмоций, ведет к страданию.
Теперь мы можем объединить размышления о первых двух печатях в одну
медитацию. Из первой печати, гласящей, что все составные явления
непостоянны, мы сделали вывод, что существование любых явлений,
возникающих в результате причин и условий, зависит иных факторов. Такие
явления претерпевает постоянные изменения, не имея возможности
существовать автономно. Более того, не требуется никакой третьей силы
для того чтобы запустить в действие этот процесс изменений. Те же самые
причины и условия, что ведут к возникновению данного явления,
одновременно закладывают и семена для его исчезновения. Можно подвести
следующий итог: в обусловленных явлениях нет ни малейшей силы для
независимого существования, самобытия. Поэтому они носят название
«подчиняющиеся иным силам», и их существование определяется факторами
отличными от них самих. А теперь, если мы совместим эти выводы с теми,
что мы сделали при анализе второй печати, то окажется, что любые
явления, возникающие вследствие загрязненных причин и условий
(загрязнений ума), по сути своей не могут принести удовлетворения и
находится во власти этих загрязнений.
Размышляя подобным образом, мы начинаем осознавать, что позволяем
своим мыслям и чувствам управлять нами, а эти мысли и чувства отдаем во
власть отрицательных импульсов и других омрачений ума. И если мы
продолжим мириться с подобным положением вещей, то это приведет нас лишь
к несчастьям и страданиям. Размышляя в этом ключе, мы сумеем увидеть
поистине разрушительный характер своих омрачающих мыслей и чувств.
Все, приводящее нас катастрофе и причиняющее нам вред, должно быть
отнесено к враждебным силам, а, следовательно, наш настоящий враг на
самом деле прячется в нас самих. Это так осложняет нам жизнь! Если бы
враг находился где-то там, снаружи, то мы могли бы убежать или
спрятаться от него. А иногда мы могли бы пойти на хитрость и его
обмануть. Но если враг кроется в нас самих, то очень трудно понять, что
же нам делать. Поэтому главный вопрос, который встает перед духовным
практиком ― возможно ли вообще победить этого внутреннего врага.
Одержать победу над ним ― наша главная, пусть и очень трудная задача.
Некоторые древние философы утверждали, что загрязнения заложены в
самой природе сознания и являются его неотъемлемой частью. Из их
философии следовало, что до тех пор, пока существует сознание, будут
существовать и эти загрязнения, ведь они ― одна из ключевых
характеристик нашего ума. Получается, что справиться с ними нет ни
малейшей возможности. Если бы все обстояло так, то лично я предпочел бы
быть гедонистом. Я не стал бы прилагать ни малейших усилий для движения
по духовному пути, но искал бы утешения в алкоголе, или, быть может, в
иных одурманивающих веществах и выбросил бы из головы саму идею
духовного развития. Я бы также не стал изнурять себя попытками найти
ответ на философские вопросы. Возможно, в этом случае, это был бы лучший
способ обрести счастье. Если сравнить людей с животными, то порой мы,
люди, так увлекаемся плодами своего воображения и мыслительного
процесса, что еще больше усложняем себе жизнь. Животные же, которым не
свойственны такие интеллектуальные упражнения, довольны жизнью, спокойны
и расслаблены. Они едят, и, стоит им насытиться, погружаются в сон и
чувствуют себя вполне комфортно. С какой-то точки зрения, они гораздо
больше довольны жизнью, чем мы. Это подводит нас к третьей печати.
Все явления лишены самобытия
Третья аксиома заключается в том, что все явления пусты и лишены
самобытия. Не следует относиться к этому как к некой нигилистической
формуле. Не нужно думать, что, согласно буддийскому учению, в конечном
итоге ничего не существует. Это не может соответствовать
действительности по той простой причине, что в буддизме мы говорим о
страдании, о счастье, о наиболее эффективном методе реализовать свое
стремление к счастью и преодолению страданий, и, следовательно не можем
утверждать, что ничего не существует. Скорее, в третьей печати говорится
о коренном расхождении между тем, как мы воспринимаем мир и самих себя,
и тем, каким все является на самом деле. Способ существования явлений,
которые представляются нам независимыми и объективно существующими, на
самом деле совсем иной.
Для того чтобы найти ответ на вопрос, действительно ли отрицательные
эмоции, такие как гнев, ненависть и другие, заложены в самой природе
нашего ума, мы исследуем самих себя и свои переживания. Присутствует ли
гнев в каждое мгновение нашего осознанного состояния? Проявляется ли
ненависть непрерывно, все время? Мы видим, что это не так. Иногда
проявляется гнев, иногда ― ненависть, а потом они исчезают. Осознанное
состояние далеко не всегда сопровождается этими отрицательными эмоциями.
Да, порой нас охватывает гнев и ненависть, но в другое время
проявляются противоположные им чувства ― любовь и сострадание. Из этого
буддисты делают вывод, что мысли и чувства, проявляющиеся в данный
момент, застилают наше базовое сознание, как облака. Мы также
утверждаем, что две взаимоисключающих эмоции (например, ненависть и
любовь) не могут одновременно проявляться в сознании одного и того же
человека. Отсюда следует, что различные мысли и чувства проявляются в
уме в разные мгновения, то есть отрицательные эмоции не присутствуют в
нас постоянно и не являются неотъемлемыми частями нашего базового
сознания. По этой причине мы говорим, что мысли и чувства проявляются и
застилают базовое сознание, словно облака. Таким образом, мы считаем
основополагающее сознание нейтральным. На него могут влиять как
положительные мысли и чувства, так и отрицательные. Это вселяет надежду.
Взяв за основу все эти логические доводы, мы должны теперь задать
себе главный вопрос ― можно ли положить конец омрачающим эмоциям или
нет?
Ранее мы уже пришли к выводу, что изменения и преобразования возможны
в силу непостоянства всего сущего, а значит, есть и возможность
победить отрицательные эмоции и мысли. Однако более общий и более
фундаментальный вопрос следующий. Можно ли полностью искоренить все эти
загрязнения? Все школы буддизма говорят, что это возможно, и во многих
буддийских учениях мы находим весьма обширные обсуждения природы этих
омрачений, их разрушительного потенциала, их причин и условий. Все эти
дискуссии по сути необходимы для того, чтобы попытаться полностью
устранить отрицательные импульсы.
Можно, конечно, рассуждать о Дхарме в контексте нравственности и
говорить о необходимости воздерживаться от убийства, лжи и других
негативных деяний и совершать благие деяния. Однако это будет Дхарма в
широком смысле этого слова, поскольку о нормах нравственного поведения
говорится далеко не только в буддизме. Уникальной чертой буддийского
понимания духовной практики является именно то, что в буддизме мы
говорим о возможности полного искоренения отрицательных импульсов. Это
называется Нирваной ― полным освобождением от омрачений ума, полным их
прекращением. Можно сказать, что Нирвана ― это суть буддийской Дхармы.
Человек, практикующий буддизм, должен рассматривать все аспекты
Дхармы в свете этой высшей духовной цели ― обретения свободы от
загрязнений ума. Это также применимо и к нравственному поведению:
соблюдение норм нравственного поведения приближает нас к нашей цели,
Освобождению. Поскольку главная задача буддиста ― это искоренение всех
отрицательных мыслей и эмоций, которые влекут за собой дурные деяния, то
те усилия, которые практикующий прилагает для соблюдения норм
нравственного поведения, свидетельствуют о его решимости справиться с
отрицательными мыслями и эмоциями. На первом этапе он работает с
проявлениями этих омрачений, то есть следит за своим поведением на
уровне тела и речи.
Когда мы открываем для себя природу этих омрачающих эмоций и мыслей,
то начинаем понимать, что в их основе лежат определенные проекции нашего
ума, определенные умопостроения, которые возникают вне зависимости от
того, есть у них опора в реальной действительности или нет. Например, в
объекте, который мы считаем желанным, мы усматриваем определенные
притягательные свойства и затем преувеличиваем их посредством своего
воображения. После этого мы то и дело размышляем о них, черпая в этих
мыслях удовольствие, и от этого наша привязанность к предмету нашего
вожделения становится все сильнее и сильнее. Подобным образом, если мы
сталкиваемся с чем-то нежелательным, то опять же проецируем на него
определенные свойства и характеристики, которые совершенно не
соответствуют действительности. В результате мы начинаем испытывать
чувство отвращения, и нам хочется побыстрее отойти в сторонку. Таковы
основные импульсы, которые вступают в действие при нашем взаимодействии с
другими явлениями. Мы чувствуем либо влечение, либо отвращение. Эти
импульсы влекут за собой все остальные виды эмоциональных реакций,
которые вызывают в нас явления и события. Налицо динамичный процесс, в
основе которого сильное цепляние за объекты вне зависимости от того,
выражается ли оно в форме влечения или отвращения. Отсюда рождаются все
наши омрачения.
Различные направления буддизма предлагают разные объяснения природы
этих омрачений и их причин, в зависимости от их представлений о природе
действительности. Наиболее глубокое постижение природы омрачений мы
находим в более продвинутых с философской точки зрения школах буддизма.
Например, великий индийский наставник Нагарджуна говорил, что Нирвану
нужно понимать как свободу от омрачений ума и кармических действий,
которые они влекут за собой. Страдания являются следствием кармических
действий, а те, в свою очередь, совершаются под воздействием
отрицательных мыслей и чувств. Эти мысли и чувства порождаются в силу
наших проекций и умопостроений, которые возникают вследствие ошибочного
восприятия действительности. Под ошибочным восприятием действительности
здесь мы понимаем восприятие явлений и событий как обладающих неким
объективным, реальным и независимым существованием.
Согласно Нагарджуне, это основополагающее неведение, или извращенную
картину мира, можно победить только постижением пустоты. Эта мысль
напрямую связана с третьей аксиомой, гласящей, что все явления пусты и
лишены самобытия. В этой аксиоме говорится, что, наше обыденное
восприятие заставляет нас видеть вещи постоянными, реальными и
обладающими неким независимым существованием, однако в процессе анализа
мы обнаруживаем, что у них нет таких качеств. Так мы выясняем, что любое
восприятие, заставляющее нас думать, будто вещи обладают самосущим и
независимым существованием, является ошибочным; и только постижение
пустоты позволяет прорваться через пелену этого ошибочного
мировосприятия и устранить его. Многие отрицательные мысли и чувства,
коренящиеся в нашем искаженном восприятии действительности, будут
устранены, как только мы сумеем породить в себе постижение пустоты,
увидим, что представляет собой наше мировосприятие, и признаем его
ложный характер.
Можно подвести следующий итог всему вышесказанному. Посредством
анализа мы приходим к выводу, что базовый ум, или природа сознания,
нейтральны, то есть не являются ни отрицательными, ни положительными. Мы
также обнаруживаем, что многие из наших отрицательных мыслей и чувств
коренятся в нашем восприятии действительности (мира и самих себя),
которое в основе своей является ошибочным. Затем мы выясняем, что
постижение пустоты побеждает подобное искаженное восприятие. Далее, мы
приходим к пониманию, что отрицательные эмоции и постижение пустоты
прямо противоположны. Разница между ними заключается в том, что
постижение пустоты имеет основу и опору в переживаниях и размышлениях,
соответствующих действительности; отрицательные же эмоции не имеют такой
основы. Сложив все эти доводы в общую картину, мы приходим к пониманию,
что, взращивая постижение пустоты, можно устранить все омрачения нашего
ума.
Нирвана — истинный покой
В четвертой печати указывается, что основополагающая природа ума
чиста и светоносна. Ложное восприятие, отрицательные мысли и чувства не
являются неотъемлемой частью основополагающей природы ума. Поскольку
омрачения коренятся в ложном восприятии, значит, должно существовать
противоядие, позволяющее их победить. И это противоядие ― постижение
пустоты всех вещей, или подлинное восприятие действительности. Поэтому
пустоту, то есть отсутствие самобытия, и называют «естественной
Нирваной». Именно в силу того, что природа явлений — пустота, и возможна
эта подлинная Нирвана, подлинное освобождение от страданий.
Это объясняет, почему в буддийских текстах перечисляются четыре вида
Нирваны: естественная Нирвана, то есть пустота; Нирвана «с остатком»
(обычно под этим термином понимается продолжение существование в
физическом теле); Нирвана без остатка и, наконец, непребывающая Нирвана.
Именно естественная Нирвана делает возможными все остальные уровни
Нирваны.
Точное значение Нирваны с остатком и без остатка по-разному
объясняется в разных школах буддизма. Одни говорят об остатке как о
физических совокупностях индивидуума, в то время как другие понимают под
остатком двойственное восприятие. Если под остатком понимают физические
совокупности, то имеются в виду физические совокупности, обретенные
индивидуумом вследствие предшествующей кармы. Однако я не буду вдаваться
здесь в детальное объяснение.
Итак, говоря в целом, из третьей печати мы выносим, что
основополагающая природа действительности заключается в том, что все
явления лишены самобытия. Все явления, которые возникают вследствие иных
факторов, лишены независимого существования, однако мы ошибочно
принимаем их за автономные. Это искаженное мировосприятие лежит в основе
нашей запутанности и порождает омрачающие мысли и чувства. Постижение
природы действительности открывает нам, что вещи лишены самобытия, и
служит непосредственным противоядием от ошибочного восприятия, а
следовательно, и от омрачений ума. Полное искоренение всех отрицательных
мыслей и чувств, а также составляющего их основу ошибочного восприятия,
и называют Нирваной.
Тибетское слово, используемое для обозначения Нирваны, «ньянг-дэ», в
буквальном переводе означает «по ту сторону скорби». В этом контексте
под печалями понимают омрачения ума, а под Нирваной — состояние,
свободное от омрачающих мыслей и чувств. Нирвана — это свобода от
страданий и причин страданий. Когда мы размышляем о Нирване в этом
ключе, то начинаем понимать, что такое истинное счастье. В результате мы
допускаем возможность полного освобождения от страдания.
В завершение необходимо еще раз повторить, что именно постижение
пустоты дает нам возможность ослабить и полностью устранить
отрицательные мысли и чувства, а также ошибочное восприятие,
составляющее их основу. Все эти загрязнения очищаются в сфере пустоты.
Главный момент здесь заключается в том, что буддийское понимание Нирваны
базируется на постижении пустоты.
Вопрос обоснования духовного пути
Если вы поразмышляете о приведенных мною доводах, то, возможно,
найдете в них рациональное зерно и здравый смысл. Однако какие
доказательства есть у нас, чтобы подтвердить правоту этих аргументов и
непогрешимость заложенной в них логики? Есть ли подтверждения, которые
мы можем непосредственно наблюдать или пережить на собственном опыте?
Отвечая на этот вопрос, я бы хотел привести объяснение, которое для
меня лично оказалось весьма полезным. Оно приводится в учениях школы
Сакья, в традиции «Лам дре», Путь и плод. Согласно этому объяснению,
существуют четыре фактора достоверного познания: достоверный
первоисточник, достоверный комментарий, достоверный учитель и
достоверный опыт.
Если рассуждать об эволюции учений, то вначале появились достоверные
первоисточники, затем к ним были даны достоверные комментарии. После
этого, появились достоверные учители, которые в ходе их ученых занятий
стали знатоками этих комментариев. Это позволило им прийти к
достоверному опыту. Однако, когда речь заходит об укреплении нашей
собственной убежденности в достоверности учений, рекомендуется выстроить
эти элементы в обратном порядке. Другими словами, на первом месте
должен стоять личный опыт того или иного рода. Возьмем, например,
размышление о Четырех печатях, или пустотной природе явлений, или пользе
альтруизма. Если у нас нет личного опыта постижения данной темы, если
мы не сумели почувствовать ее «вкус» и хотя бы на мгновенье осознать ее
истинность, то едва ли нам хватит вдохновения, чтобы упорно продолжать
практику.
Разумеется, существует много различных уровней и степеней духовного
опыта. Есть глубинные уровни духовной реализации, которыми я, возможно,
не обладаю. Но существует также и начальный духовный опыт, который есть у
каждого из нас. Если говорить обо мне, то всякий раз, когда я размышляю
о сострадании и альтруизме, я испытываю глубокое волнение. Но как нам
понять, является ли данный духовный опыт достоверным? Во-первых, можно
проанализировать то воздействие, которое он на нас оказывает. Когда мы
размышляем об определенных духовных качествах и развиваем их, то
испытываем глубокое вдохновение, и оно наделяет нас внутренней силой. Мы
ощущаем особую смелость, наш образ мыслей становится шире, и мы меньше
подвержены беспокойствам и неуверенности в себе. Все это ― признаки
подлинного духовного опыта.
Как я отмечал выше, размышление об определенных духовных качествах
нередко вызывает во мне сильное волнение, и это глубокое вдохновение
заставляет меня еще больше восхищаться учителями, которые воплощали в
себе эти качества. Размышляя в этом ключе, я начинаю чувствовать, что,
возможно, в жизнеописаниях великих учителей и в их рассказах о глубинных
духовных реализациях есть какая-то правда. Конечно, нужно признать, что
в жизнеописаниях и легендах нередко есть место и преувеличению, в
особенности когда их пересказывают особо рьяные ученики, превозносящие
достоинства своих гуру. Однако мы не можем назвать весь этот жанр
духовной литературы не заслуживающим доверия. Так не может быть ― должны
существовать рассказы и об истинных духовных достижениях этих
наставников.
Конечно, в буддийской литературе есть место не только преувеличениям.
Когда я читаю сложные комментарии, написанные каким-нибудь великим
философом на короткий текст одного из своих учителей, то комментарий
порой оказывается таким подробным и всеобъемлющим, что я начинаю
задаваться вопросом, а вкладывал ли автор оригинала все эти мысли в свой
короткий текст!
Когда у вас получается соотнести духовный опыт, описанный в
биографиях учителей, со своими собственными духовными переживаниями, то
вы начинаете испытывать глубокое восхищение перед этими истинными
наставниками. Из собственного достоверного опыта рождается понимание
ценности достоверного учителя, а когда в вас возникает уважение к таким
учителям, то вы преисполняетесь уверенности в правильности того, что они
изложили в своих трактатах-комментариях. А это, в свою очередь,
помогает вам добиться убежденности в достоверности главного источника
учений ― текстов, излагающих Слово Будды. Я лично нахожу этот подход к
учениям весьма полезным: вы отталкиваетесь от своего личного опыта,
который является краеугольным камнем вашей духовной практики.
Для буддийского практика, в особенности, если он следует пути
Махаяны, жизненно важно питать восхищение перед Буддой, и это восхищение
должно основываться на глубоком понимании сути Учения, Дхармы.
Понимание Дхармы, в свою очередь, должно базироваться на постижении
бессамостности, или пустоты, о которых я говорил выше. Серьезный практик
не может воспринимать Будду только лишь как деятеля исторического
значения, который был великим учителем с необыкновенными,
восхитительными качествами и огромным состраданием. Восхищение
практикующего буддиста Буддой должно основываться на понимании его
главного и наиболее глубокого учения ― учения о пустоте. Буддист должен
понимать, что состояние Будды, или полное Просветление, является
воплощением четыре кай, или четырех тел Будды. Эту идею нужно
рассматривать с опорой на другое основополагающее положение буддизма: о
глубинной недвойственности ума и тела. Состояние полного Просветления,
таким образом, следует понимать как абсолютную недвойственность мудрости
и сострадания.
Подведем итог сказанному: Четыре печати, или аксиомы буддийского
учения, открывают нам, что страдания, которых никто из нас не желает
испытывать, возникают вследствие омрачающих мыслей и чувств, а они, в
свою очередь, коренятся в ложных воззрениях. Четыре основных ошибочных
воззрения следующие: мы считаем вещи постоянными; верим, что
непостоянные вещи могут принести нам счастье; считаем непостоянные вещи
привлекательными; и верим, что вещи обладают независимым существованием.
Все эти воззрения можно устранить, и это достигается посредством
постижения подлинной природы действительности. Взращивая это постижение и
усиливая его, можно постепенно искоренить ошибочные воззрения, а также
порождаемые ими мысли и чувства. Этот процесс требует дисциплины, но
именно он делает возможным внутреннее преобразование.
Если говорить о методе преобразовании ума и сердца, то в буддийской
традиции у духовного пути есть два основных аспекта: «аспект метода» и
«аспект мудрости». Аспект метода, который включает различные искусные
средства, используемые на пути, можно назвать подготовительным этапом.
Он позволяет практикующему в дальнейшем взрастить мудрость, или
проникновение в суть вещей, которые прямо противодействуют отрицательным
омрачающим эмоциям и устраняют их.
Перевод Юлии Жиронкиной
Далай-лама XIV