Смысл медитации.На этот вопрос можно ответить с разных планов сознания. И это будут
ответы, затрагивающие нашу связь именно с этими планами. Мы можем
медитировать для того, чтобы улучшить состояние своего физического тела:
воздействуя на органы, центры, каналы энергетически и побуждая их
восстанавливать свое оптимальное состояние и действовать в здоровом
режиме. Мы также можем иметь целью медитации уравновесить и
гармонизировать свое нервно-эмоциональное состояние, избавить себя от
страхов и стрессов, восстановить ровность и адекватность эмоциональных
реакций. А еще – научиться контролировать свой ментал/ум, устанавливая в
этом плане покой и тишину. В медитации мы можем погружаться в
собственную глубину, двигаясь навстречу своему психическому существу –
своей Душе. И мы, наконец, можем встретиться с собственным Светом и
погрузиться в него… И это только начальные этапы нашего внутреннего
путешествия. Но для чего мы делаем все это? И тут мне, пишущей эти
строки, стоит отойти в сторонку, чтобы дать слово Божественной Мудрости.
Ибо кто может сказать и объяснить лучше? Если вы ищите чертежи на заказ, то пройдите по ссылке http://diplom177.ru/chertegi.html и узнайте больше!
Человек как существо, наделенное индивидуальностью, должен обрести
себя, свое подлинное бытие; он может сделать это, только углубившись в
себя, научившись жить внутри и изнутри: ибо внешнее или наружное сознание и жизнь, будучи отделены от внутреннего Духа, представляют собой сферу Неведения;
и они могут превзойти себя и это Неведение только открывшись широте и
величию внутреннего «я» и внутренней жизни. Если в нас есть некое высшее
трансцендентное существо, то именно в нашем тайном «я» оно должно
скрываться; на поверхности же находится лишь эфемерное природное
существо, образованное внешними ограничениями и обстоятельствами. Если
есть в нас некое «я», способное быть всеобъемлющим и вездесущим, могущее
обрести универсальность космического сознания, то и оно должно
находится в нашем внутреннем существе; внешнее же сознание –
это сознание физическое, привязанное к своим индивидуальным
ограничениям тройственными узами ума, жизни и тела: любая попытка
достичь подобной космической широты и универсальности во внешнем
существе может окончится лишь возвеличением эго либо уничтожением
личности вследствие ее растворения в массах или подчинения массам. Только при помощи внутреннего роста, движения, действия индивид может
свободно и эффективно достичь универсальности и трансцендентности
своего существа. Для того чтобы мы могли жить божественной жизнью,
центр и непосредственный источник динамической самореализации нашего
существа должен переместиться снаружи вовнутрь;ибо именно там пребывает наша истинная душа,
пусть ныне она полностью или в значительной мере скрыта от нас, а наше
непосредственное существование или источник деятельности лежат на
поверхности нашего существа. В Упанишадах говорится, что Самосущий
раскрыл двери сознания в людях наружу, так что лишь немногие обращают
взор внутрь себя, и именно они прозревают и постигают высший Дух и
обретают духовное бытие. Поэтому нужно вглядеться, углубиться внутрь
себя и начать жить внутренней жизнью – это первый необходимый шаг на
пути к преображению нашей природы и обретению жизни божественной. *** В определенном смысле, мы – не что иное, как сложная совокупность
ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе
несколькими господствующими идеями, желаниями и ассоциациями, —
амальгама множества мелких, самоповторяющихся сил с несколькими
преобладающими вибрациями. Цель же нашей йоги* – не более и не менее как преодоление всей совокупности формации нашего прошлого и настоящего, которую представляет собой обычный материально-ментальный человек,
и создание в самих себе нового центра видения и нового универсума
жизнедеятельности, которые лягут в основу сверхчеловеческой природы и
образуют человека божественного. *** Это мелкое умственно-витальное-телесное образование, которое мы
считаем собой, есть лишь поверхностная формация нашего существа, а
отнюдь не наше подлинное «я». Это лишь внешняя незначительная часть
нашей личности, сформированная на время одной короткой жизни в рамках
игры неведения. Она включает в себя невежественный ум, блуждающий в
поисках разрозненных частиц истины; невежественное витальное, мечущееся в
жажде разрозненных поисков наслаждения, а также помраченное физическое,
в основном подсознательного характера, вынужденное испытывать боль и
удовольствие от внешних воздействий и едва ли способное контролировать
эти реакции. Человек мирится со всем этим, пока однажды его ум не
начинает испытывать отвращение к состоянию, в котором он пребывает, и не
обращается к поиску настоящей Истины собственного существования и
окружающего мира; пока витальное тоже не начинает испытывать
разочарования и не задается вопросом, как обрести настоящее блаженство, а
физическое не устает от всего этого и не начинает желать освобождения
от самого себя, своих страданий и удовольствий. И тогда у этой ничтожной
невежественной части нашей личности появляется возможность вновь
обрести свое настоящее «Я» и тем самым возвыситься до более великой
Реальности… Это подлинное «Я» находится не где-то на поверхности существа, но
глубоко во внутренних и в высших его сферах. Внутри скрывается истинная
душа, поддерживающая внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее
физическое, которые обладают способностью к универсальной широте, а
значит, могут обрести то, к чему мы только стремимся, — непосредственное
осознание истины собственного бытия и истины мироздания, восприятие
универсального блаженства, освобождение от порабощающей ничтожности и
страданий грубого физического тела. …Согласно психологии, эта глубинная часть нашего существа связана с
незначительной внешней личностью определенными центрами сознания,
которые мы начинаем осознавать благодаря йоге. Нашему внутреннему существу удается лишь в малой степени проявиться во внешней жизни через эти центры,
но даже это немногое составляет лучшую часть нашей внешней личности и
является источником нашего искусства, поэзии, философии, идеалов,
религиозных дерзаний, тяги к знаниям и стремлению к совершенствованию.
Дело в том, что эти внутренние центры большей частью закрыты или погружены в сон; и как раз в том, чтобы открыть, пробудить и активизировать их, состоит одна из задач йоги.
По мере того как они открываются, наше внутреннее существо начинает все
полнее проявлять свои силы и возможности; наше сознание обретает все
большую широту, и мы достигаем космического сознания; мы перестаем быть
ничтожной обособленной личностью с ограниченной жизнью и превращаемся в
центр вселенской деятельности, находящийся в непосредственном контакте с
космическими силами. Более того, если раньше мы, будучи поверхностным личностным
образованием, оставались лишь безвольной игрушкой мировых сил, то теперь
мы начинаем в значительной мере осознавать игру природы и вместе с тем
управлять ею – и то, насколько нам это удается, зависит от уровня
развития нашего внутреннего существа и от степени его открытости высшим
духовным планам.
* Шри Ауробиндо, говоря "наша йога", всегда имеет в виду Интегральную йогу. Это объемное, глобальное видение и пояснение цели медитации как
устремления и практики единения с Высшим, Божественным, взято из работ Шри Ауробиндо
- мирового Учителя, эволюциониста-практика, носителя Божественного
(космического) сознания. Чтение его работ – это уже сама по себе
медитация. После прочтения нескольких абзацев происходит непроизвольное
погружение в собственную глубину, сознание поднимается на более высокие
уровни, открывая в нас нечто новое, расширяя диапазон пространственного
видения и побуждая к более глубокому осознанию…
|