Кундалини – это энергия всех наших
прошлых карм. Невозможно сказать конкретно, что кундалини располагается в
том, или ином месте, но условно муладхара чакра является её источником,
т.к. именно через неё она начинает проявляться. Поднимаясь выше, по
центральному энергетическому каналу (вдоль позвоночника), кундалини
преодолевает три энергетических узла в тонких телах, раскрывает
вышестоящие чакры, расправляет и распрямляет энергетические каналы,
подпитывая энергией, включает ранее не доступные нашему сознанию области
восприятия.
Иногда деятельности кундалини приписывают все
проявления нашей человеческой реальности, а раскрытие чакр
интерпретируется, как полное проявление её бесконечного потенциала. В
сущности то, как и чем мы себя ощущаем, является самой силой кундалини,
непрерывно проявляющей и воссоздающей саму себя через разные
энергетические центры.
Существуют упражнения для быстрого
пробуждения кундалини, с целью раскрытия чакр, но эти упражнения делать
самостоятельно небезопасно и эффекты от кундалини-йоги без
соответствующих перемен в сознании не держатся долго. По мере углубления
однонаправленности в медитации кундалини просыпается спонтанно.
Т.к.
само понятие чакр, пришло к нам с востока, из языка санскрита, здесь я
упомяну их оригинальные названия, которыми, как правило, и пользуются
большинство практиков.
Расположение чакр снизу вверх: муладхара
(область копчика, у женщин задняя стенка шейки матки), свадхистана
(половые органы), манипура (область пупка), анахата (центр груди),
вишудха (область горла), аджна (третий глаз, гипофиз), сахасрара
(макушка).
Муладхара чакра отвечает за проявление сознания на
физическом уровне, за выживание, безопасность, пищу и кров. В муладхаре
находится «узел Брахмы» связанный с грубыми желаниями. На этой чакре
находятся высокоразвитые животные, маленькие дети и, к сожалению, многие
уже взрослые люди тоже. Один из наиболее ярких примеров человека «на
муладхаре» это – Шариков - персонаж из книги Булгакова «Собачье сердце».
Что значит находиться на этой чакре?
Это означает, что мир воспринимается и оценивается через призму энергий
этой чакры. То есть окружающая среда и её предметы являются средством
выживания. Блоки на этой чакре – это, как правило, разные животные
страхи.
Развитая, или даже раскрытая муладхара пробуждает энергию
кундалини, дает сильное здоровье, сиддхи (способности) левитации и др.
Начинается её раскрытие с ощущения закипания, бурления энергии в области
копчика, легких толчков, перерастающих в спонтанные подпрыгивания.
Переживания могут быть как приятными, так и болезненными.
Свадхистана чакра отвечает за
удовольствие, процветание. Это такое ещё пока грубоватое, как бы
инфантильное познание мира. На свадхистане в наше время находится
подавляющая часть людского населения нашей планеты, именно поэтому тема
секса всегда так актуальна. Сексуальное удовольствие – это энергия
свадхистаны. Во время полового акта, в тонком теле вся энергия
стягивается в область свадхистаны, и во время оргазма она сгорает.
Поэтому учения рекомендуют воздержание. Чтобы подняться на уровень выше
свадхистаны, необходимо беречь энергию, тогда она будет давить на засоры
в каналах тонкого тела, что будет проявляться как желание. Поднявшись
выше, эта энергия будет подпитывать вышестоящие чакры, иногда вызывая
раздражение, беспокойство, по мере очищения этих чакр, или же наоборот -
ощущение уверенности, силы, в зависимости от чистоты каналов.
Блоки
на свадхистане проявляются как сильные желания, вожделение и похоть.
Раскрытая свадхистана дарует человеку удивительное очарование, его
желания сбываются, ведь он больше от них не зависит.
Манипура чакра отвечает за волю,
власть, управление, подчинение. Это связано как с внешним, так и с
внутренним миром. На манипуре находятся большие начальники, властные и
«сильные» люди.
Блоки на этой чакре – это, как правило, разные
социальные страхи, жадность, неуверенность в себе и слабость. Раскрытая
манипура дает человеку особую силу, он может влиять на вещи и события
своей собственной волей, вкладывать в слова и действия мощь этой
энергии.
Любой социальный человек, как правило, имеет уровень
сознания соответствующий одной из трех нижних чакр. Верхние четыре чакры
– это уже духовный уровень развития.
Анахата чакра отвечает за любовь. В
анахате находится узел Вишну (Вишну грантхи), преодолевая который,
появляется переживание единства внутренних энергий, связи нижних и
верхних центров.
Любовь анахаты не является той, какой её понимают в
обычном смысле – привязанность, ревность и чувство собственника. Ведь
если избавиться от этих мучительных переживаний, то зачастую вообще
ничего не остается. Любовь анахаты – это нечто более глубокое, почти
материнское. Именно с анахата чакры начинается настоящее духовное
раскрытие. Любовь анахаты не требует ничего взамен. Это любовь не к
чему-то конкретному, а самодостаточное блаженное переживание, которое
проявляется, как искреннее желание сопричастности и помощи окружающим.
Начиная с этого этапа, приходит осознание известного в христианстве
изречения - "Бог есть любовь”. И по мере дальнейшего продвижения,
осознание смысла этого изречения не меняются, но углубляется.
Анахата
означает переход с устремления к власти, подавлению, желанию быть
правым на приятие, смирение и любовь. Переход на анахату – это
действительно прорыв, переход на новый полюс с проявления эго на
постепенное проявление воли Всевышнего. Таких людей в социальной среде
уже очень не много, когда они говорят – то, иногда даже не важно о чем,
хочется просто слушать речь, напитанную этой теплой энергией.
Блоки
на анахате – это чаще всего чувство вины, стыд, за содеянное в прошлом,
на более грубых планах существования, подавленность и др. Если энергия
поднимается до этой чакры, иногда уходят годы, чтобы пережить
накопленную, негативную карму, но после этих мучений, сознание будет
награждено относительной свободой и легкостью. Раскрытая анахата дает
человеку удивительное блаженство, присущее только этому центру. Вообще
каждая раскрытая чакра дает блаженство разного рода, в следствие
свободно протекающей энергии, но на анахате её переживание особенно
глубокое, хоть и не такое тонкое, как на вышестоящих центрах.
Раскрытая
анахата дает интуицию и в определенной мере расширенное сознание, т.к.
Вы уже не цепляетесь так сильно за частные проявления эго, и ваше бытие
становится менее «фиксированным». Медитация льется легко и даже
спонтанно.
Вишуддха чакра отвечает за творчество в
самых глубоких его аспектах. Если кундалини полностью поднимается до
уровня вишуддхи, она уже больше никогда не опускается ниже, это своего
рода фланг. Полное раскрытие вишуддхи избавляет человека от чувства
голода, дарует долголетие и др. возможности. Восприятие человека, на
вишуддхе может быть многогранным. Если человек просто творчески развит,
то это ещё не означает уровень вишуддхи, даже если этот человек гений в
своем окружении. Уровень сознания этой чакры – это сознание настоящего
мага, творца своей собственной реальности. Сознание на этой чакре ещё
более расширенное, чем на анахате. Если энергия поднимается до вишудхи,
осознанные сны случаются регулярно.
Блоки на вишудхе проявляются как
отсутствие гибкости, некоторого рода консервативность и даже
бездарность в речи, уме, поведении и других проявлениях.
Аджна чакра отвечает за энергетический
аспект восприятия реальности как поля деятельности безграничных граней
различного рода энергий. В аджна чакре находится узел Шивы, отвечающий
за двойственное (приятно/неприятно) восприятие реальности.
На уровне
этой чакры материя перестает казаться столь же основательной и плотной,
какой она была на уровне нижних центров, открываются бесконечные
возможности собственной реализации. Тонкий мир ощущается как более
значительный и даже более «реальный», чем физический план.
Полное
раскрытие этой чакры избавляет человека от иллюзии индивидуального
существования. Реальность ощущается как огромное, вибрирующее энергиями
пространство. Появляется тонкая глубинная мудрость, исчезает зависимость
от любых фиксированных идей, становится очевидным факт существования
неограниченного абсолютного знания. Разделение знания на поток частных
мыслей было обусловлено тем, что человек не был способен распознать и
переварить уровень познания высших центров. На этой чакре появляется
ясновидение, всезнание.
Блоки на аджне чаще всего дают себя знать
как разного рода ограничение собственного познания, искажение
поступающей информации собственными интерпретациями, цепляние за идеи,
учения, догматы и банальная тупость и неадекватность. Здесь мы снова
можем вспомнить термин «делание» и противоположный ему - «неделание»
суть, которого проявляются полностью с раскрытием аджны.
Стоит напомнить, что понимание на
уровне мыслей всегда является субъективным, сугубо индивидуальным
процессом. Любая объективность, или, в данном случае, точность понимания
всегда относительна. В этом смысле, каждый человек, привязанный к
восприятию, и проявлению реальности через призму мыслей является
одиноким.
Сахасрара чакра отвечает за сознание и
восприятие как таковое, за проявление уровня чистого существования.
Сахасрара, согласно текстам, представляет собой группу чакр, главными в
которой являются гуру-чакра и нирвана-чакра. В совокупности, уровень
сахасрары соответствует уровню проявления Атмана, высшего «Я.» В
индуизме, помимо божеств соответствующих нижестоящим шести чакрам,
выделяется божество сахасрары, обителью, которой является верховное
Божество – Шива, поэтому, когда кундалини достигает этого центра, она
привносит в жизнь человека просветление и все качества, происшедшие от
единения кундалини с Шивой.
Имена Господа на самом деле для
настоящего практика не так важны. Выход на этот центр сам по себе уже
знаменует просветление, степень реализации которого зависит от чистоты
каналов этой чакры. Полное и окончательное просветление приходит, когда
кундалини полностью достигает этого центра, устраняя все засоры в
каналах. Тогда субъект распознает себя в его абсолютной форме чистого
необусловленного бытия, в котором спонтанно происходит безграничная
реальность.
Становится очевидным факт того, что так
было всегда, просто разум не был способен распознать столь тонкий
уровень реальности. Чистое "Я” – это абсолютный субъект. Если есть
некоторое ощущение, которое принимается за "Я”, то это иллюзия. "Я”
воспринимает все ощущения, само им не являясь. Когда выходишь на него,
эго отступает, тебя как личности в её привычном смысле уже нет, есть
просто бытие, существование, в котором эта личность происходит точно
также как и всё остальное, при этом, не являясь более, или менее важной
частью происходящего. Ведь важность и разделение шло от ума, а ум сам по
себе не имеет основы, он происходит в нас наравне с другими сферами
реальности.
Атман условно называют наблюдателем,
свидетелем, хотя и это не может отразить его сути в полной мере. Иногда
говорят о некой наполненной пустоте, неописуемой от того, что ум
оперирует только тем, что воспринимаемо.
Блоки на сахасраре понижают
уровень ясности, внимательности. Вообще, собственный уровень раскрытия
сахасрары можно определить по степени осознанности во сне. У полностью
просветленного человека «круг дня и ночи» замыкается, и он осознан
всегда, даже во сне без сновидений, на уровне высшего каузального плана.
Чакры, при условии их ясного
осознавания, сами по себе являются подходящими объектами для медитации
продвинутого практика. Если у Вас есть проблемы, связанные с
переживаниями, в области какой-либо чакры, рекомендуется медитация на
эту чакру, или на само переживание. Например, медитация на вишудху, как
уже говорилось, дает расширенное сознание.
Концентрация на аджну, в
свою очередь дает выход за пределы двойственности и концепций,
ясновидение и опыт переживания яркого белого света, истекающего из
межбровья, или области сердца, и на продвинутых стадиях переживание
золотого света, струящегося из сахасрары.
При раскрытии сахасрары,
на определенном этапе может возникнуть видение яркого золотого шара –
так переживается каузальное тело. Можно «войти» в этот шар, путем
медитации на нем. При этом переживается состояние ещё более глубокой
свободы и пустотности. Эта практика приносит воспоминания прошлых
жизней.
Чакры, также удобно рассматривать в
виде своеобразной пирамиды человеческой эволюции. На муладхаре у
человека преобладает стремление выжить. На свадхистане он уже как бы
выжил и теперь ему хочется пожить всласть, размножиться, приукрасить и
комфортизировать свое существование. На манипуре человек, пресытившись
инфантильностью, начинает все перестраивать. Теперь ему интересна власть
и контроль, наигравшись в которые, он переходит на анахату. На этой
чакре человек учится любить все то, чем до этого он пытался управлять.
Это также, наслаждение, но уже более тонкое, связанное с
альтруистической тенденцией к разделению своих благ с ближним и
состраданию. На ещё более тонком уровне – вишуддха чакры мы начинаем
создавать, по-настоящему восторгаясь красотой в самых тонких и глубоких
её формах. Переход на аджна чакру знаменуется ещё более тонким и
глубоким восприятием происходящего, как состоящего из различного уровня
вибраций энергии. И, наконец, венец эволюции – сахасрара чакра, которая
дает человеку осознание реальности в её исконном и глубочайшем аспекте –
в аспекте существования как такового.
Игорь Саторин, 2007