А. Кроули. Гематрия.
Слово «Гематрия» происходит от греческого слова γραμματέία. Этот метод основан на соотношении числовых значений слов. Считается, что слова с одинаковым числовым значением поясняют друг друга, эта теория распространяется и на целые фразы. Так, буква Шин, Sh, равна 300, числу, получаемому сложением числовых значений букв словосочетания RVCh ALHIM, дух Элохим, и поэтому эта буква является символом понятия «дух Элохим». Имеем R=200, V=6, Ch=8, A=l, L=30, H=5, 1=10, М=40, в сумме=300. Аналогично, числовые значения слов AChD, Ахад, единство, единый, и АНВН, Ахеба, любовь, равны 13: A=l, Ch=8, D=4, 1+8+4=13; и А=1, Н=5, В=2, Н=5, 1+5+2+5=13. Еще пример, имя ангела MTTRVN, Метатрон, или Метратон, и имя Божества, ShDI, Шаддаи; каждое в сумме дает 314; таким образом, одно имя является символом другого. Считается, что ангел Метатрон вел детей Израилевых через пустыню, и что Бог сказал о нем: «Мое имя в нем». В соответствий с гематрией фраз IBAShILH, Иеба Шилох, «Примиритель придет» (Быт. 49: 10) равно 358, а это есть число слова MShICh, Мессия. Вот еще отрывок (Быт. 18: 2) VHNH ShLShH, Вехенна Шалиша: «И вот три мужа», который соответствует числовому значению ALV MIKAL GBRIAL VRPAL, Эло Михаэль Габриэль ве Рафаэль, «Это Михаил, Гавриил и Рафаил», сумма букв и той и другой фразы равна 701. Думаю, что эти примеры достаточно проясняют сущность гематрии.
Если вы не знаете как сделать скриншот на ПК или ноутбуке, но хотите этому научиться, то мы можем помочь вам. Для этого мы предлагаем вашему вниманию здесь развернутый ответ. Пройдите по ссылке прямо сейчас, чтобы узнать больше.
Слово «нотарикон» произошло от латинского слова notarius, писец. Нотарикон бывает двух видов. В первом в качестве буквы слова берется начальная буква или аббревиатура другого слова, и так из букв одного слова может быть образовано целое предложение. Таким образом, каждая буква слова BRAShITh, Берашит, первого слова Книги Бытия, взята из начальных букв других слов, и мы получаем BRAShllh RAH ALHIM ShIQBLV IShRAL IhVRH, Берашит Рахи Элохим Шекебело Ишраэль Тора: «В начале Элохим увидел, что Израиль примет закон». В этой связи я могу привести шесть очень интересных образцов нотарикона, образованных из того же слова BRAShITh Соломоном Меиром Бен Моше, еврейским каббалистом, который принял христианство в 1665 году и получил имя Проспер Ругере. Эти примеры имеют христианское толкование, и посредством их Проспер обратил в христианскую веру другого еврея, который сначала был враждебно настроен против христианства. Первый пример: BN RVCh АВ ShLVShThM IChD ThMIM, Бен, Руах, Аб, Шалошетем, Иехад, Тамаим: «Сын, Святой Дух, Отец, в равной степени поклоняйся их Триединству». Третий пример: BKVRI RAShVNI AShR ShMV IShVO ThOBVDV, Бекори Рашуни Ашер Шамо Йешуа Табодо: «Поклоняйся Моему перворожденному, Моему первому, чье имя Иисус». Четвертый пример: BBVA RBN AShR ShMV IShVO ThOBVDV, Бебоа Раббан Ашер Шамо Йешуа Табодо: «Когда придет Господин, чье имя Иисус, ему будете служить». Пятый пример: BThVLH RAVIH ABChR ShThLD IShVO TnAShRVH, Бетула Равна Абахар Шеталед Йешуа Ташроа: «Я выберу деву, достойную родить Иисуса, и вы назовете ее благословенной». Шестой пример: BOVGTh RTzPIM ASThlhR ShGVPI IShVO ThAKLV, Богот Рацефим Асаттар Шегопи Йешуа Такело: «Я спрячу себя в хлебе (запеченном в) углях, дабы вы съели Иисуса, Тело Мое».
Сложно переоценить каббалистическое значение этих фраз как подпирающих христианские учения.
Нотарикон второго вида есть прямая противоположность предыдущего. Из первых, последних или средних букв слов, составляющих фразу, можно составить новое слово или слова. Так, Каббалу называют ChKMH NSThRH, Хокма Несетра, тайная мудрость; и если мы возьмем первые буквы этих двух слов Ch и N, мы образуем при помощи нотарикона второго вида слово ChN, Хен, благодать. Подобным образом из первых и последних букв слов MI IOLH LNV HShMIMH, Ми Иаула Лено Ха-Шамаима, «.. .кто взошел бы для нас на Небо?...» (Втор. 30: 12), образуются слова MILH, Мила, «обрезание», и IHVH, Тетраграмматон, подразумевающие, что Бог предписывает обрезание как путь на Небо.
Темура — это перестановка букв. В соответствии с определенными правилами одна буква заменяется другой, предыдущей или следующей в алфавите; таким образом, из одного слова может быть образовано другое слово с совершенно другим написанием. Алфавит делится на две равные части, одна часть накладывается на другую. Затем путем изменения первой буквы или первых двух букв в начале второго ряда получаются двадцать две замены. Они называются «Таблицы комбинаций TzIRVP», Цируф. В качестве примера я дам метод, называемый ALBTh, Албат:
11
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
к
|
I
|
Т
|
Ch
|
Z
|
V
|
H
|
D
|
G
|
B
|
A
|
M
|
N
|
S
|
0
|
P
|
Tz
|
Q
|
R
|
Sh
|
Ih
|
L
|
Название каждого метода образуется из первых двух пар букв, его составляющего, система таких буквенных пар служит основой всех остальных, так как каждая из букв пары заменяется другой буквой.
Таким образом, по методу Албат из RVCh, Pyax, получится DTzO, Децаа. Последующие двадцать один метод имеют названия: ABGTh, AGDTh, ADBG, AHBD, AVBH, AZBV, AChBZ, ATBCh, AIBT AKBI, ALBK, AMBL, ANBM, ASBN, AOBS, APBO, ATzBP, AQSTz, ARBQ, AShBR и AThBSh. К ним следует добавить методы ABGD и ALBM. Далее следует «Мыслительная таблица Цируф», другой набор двадцати двух комбинаций.
Также есть три «Таблицы Соответствий», известных как «Прямая», «Обратная» и «Нерегулярная».
Чтобы построить любую из них, надо изготовить квадрат, содержащий 484 клетки, и заполнить его буквами. Для «Прямой Таблицы» напишем алфавит справа налево, во втором ряду квадратов — то же самое, но начиная с В и заканчивая А, в третьем — начиная с G и заканчивая В, и так далее. Для «Обратной Таблицы» расположите буквы справа налево в обратном порядке, начиная с Th и кончая А; во втором ряду начните с Sh и закончите Th и т. д. «Нерегулярную Таблицу» слишком долго описывать. Помимо этого, есть метод, называемый ThShRQ, Ташрак: это просто написание слов наоборот. Есть еще один очень важный метод, названный «Каббала Девяти Камер», или AIQBKR, Аик Бекар. Он дается следующим образом:
300
|
30
|
3
|
200
|
20
|
2
|
100
|
10
|
1
|
Sh
|
L
|
G
|
R
|
K
|
B
|
Q
|
I
|
A
|
600
|
60
|
6
|
500
|
50
|
5
|
400
|
40
|
4
|
M final
|
S
|
V
|
K final
|
N
|
H
|
Th
|
M
|
D
|
900
|
90
|
9
|
800
|
80
|
8
|
700
|
70
|
7
|
Tz final
|
Tz
|
T
|
P final
|
P
|
Ch
|
N final
|
O
|
Z
|
Я поставил число каждой буквы над ней, чтобы показать связь между буквами в каждой клетке. Иногда эта таблица используется как шифр. Буква заменяется изображением ячейки, в которой она находится, и ставится одна точка для первой буквы, две для второй и три для третьей. Таким образом, изображение правого верхнего угла, содержащего A, I, Q, означает А, если над ним стояла Одна точка, если две точки — то I, и если три точки — то Q Аналогично квадрат означает H, N или К конечное в зависимости от количества точек, изображенных в нем. Так же поступали и с остальными буквами. Существует множество других методов применения «Каббалы Девяти Камер», для описания которых здесь мне не хватит места. Замечу только в качестве примера, что методом Темуры, называемым AlhBSh, Атбаш, выясняется, что в Книге Иеремии (25: 26) слово ShShK, Шешак, значит BBL, Бабел, Вавилон.
Помимо всех этих правил, в форме букв еврейского алфавита скрыт определенный смысл. Форма отдельных букв в конце слова иногда бывает отличной от обычно используемой для этого финальной буквы. Бывает и так, что финальная буква написана в середине слова, или некоторые буквы имеют размер больший или меньший, чем остальные буквы в рукописи. Смысл есть и в перевернутой букве, и в различных вариантах написания определенных слов, которые в разных местах рукописи имеют на букву больше или меньше, в особенностях расстановки точек или огласовок, в определенных выражениях, которые кажутся лексически неполными или перегруженными.
Например, считается, что форма древнееврейской буквы Алеф, А, символизирует Bay, V, стоящую между Йод, I, и Да-лет, D; таким образом, она представляет собой слово IVD, Йод. Аналогично форма буквы Хе, Н, представляет Далет, D, с буквой Йод, I, написанной в левом нижнем углу, и т. д.
В Книге Исайи (9: 6-7), в слове LMRBH, Лемарба, «... для приумножения...» в середине слова написана конечная М, а не обычная начальная или средняя М. Вследствие этого общее числовое значение вместо 30+40+200+2+5=277 равно 30+600+200+2+5=837 — гематрию слова ThTh ZL, Тет Зал, щедро дающий. Так, написанием Мем конечной вместо обыкновенной слово получает другое каббалистическое значение.
Далее следует высказать замечания относительно первого слова Библии, BRAShITh. Первые три буквы, BRA, являются первыми буквами имен трех частей Троицы: BN, Бен, Сын; RVCh, Pyax, Дух; АВ, Аб, Отец. Более того, первая буква Библии В, первая буква слова BRKH, Берака, благословение, а не А, первая буква слова ARR, Арар, проклятие. Если также взять числовое значение букв слова Берашит, то получится число годов, прошедших со Дня Сотворения до Рождества Христова: В=2000, R=200, A=1000, Sh=300, 1=10 и Th=400, всего =3910 лет, примерное время. Пико де Мирандола дает следующие соответствия BRAShllh, Берашит: соединив третью букву А с первой В, получаем АВ, Аб = Отец. Если к удвоенной первой букве В добавить вторую букву R, получается BBR, Бебар = «в Сыне» или «через Сына». Если же прочесть все буквы, кроме первой, получается RAShllh, Рашит = начало. Если соединить четвертую букву Sh, первую В и последнюю Th, получается ShBTh, Шебет = конец или покой. Если взять первые три буквы, получается BRA, Бера = созданный. Если пропустить первую букву и взять следующие три, получается RASh, Раш = голова. Если пропустить первые две и взять следующие две, то получается ASh, Аш = огонь. Если соединить четвертую и последнюю буквы, получается ShTh, Шет = основание. Кроме того, если вторую букву поставить перед первой, получается RB, Раб = великий. Если после третьей буквы поставить пятую и четвертую, получится AlSh, Айш = человек. Если к двум первым присоединить две последние, получится BRIHi, Верит = завет. И если прибавить первую букву к последней, получится ThB, Теб, которое иногда используется вместо TVB, Тоб = благо.
Существуют три каббалистических покрова небытия, сами по себе они передают скрытые идеи сфирот, еще не воплощенные в бытии. Они сосредоточены в Кетер, которая в этом смысле является Малкут скрытых идей сфирот. Разъясню это. Первый покров небытия — AIN, Айн, Ничто. Это слово состоит из трех букв и таким образом, является прообразом первых трех сфирот или чисел. Второй покров — это AIN SVP, Бесконечность. Название состоит из шести букв, это прообраз первых шести сфирот или чисел. Третий покров, AIN SVP AVR, Айн Соф Аур, Бесконечный Свет, состоит из девяти букв и символизирует первые девять сфирот, но только их скрытые идеи. Но, достигнув числа девять, мы не можем идти дальше, не вернувшись к единству, числу один. Ведь число десять — это не более чем повторение единства, заново полученного из ничего, это ясно с первого взгляда на его обычное представление арабскими цифрами, где круг О представляет Ничто, al — Единство. Таким образом, бесконечный океан света небытия не исходит из центра, так как не имеет его, но сам собирается в центре, который является первой среди сфирот, Кетер, Короной. По этой причине ее можно назвать Малкут и числом десять скрытых сфирот. Значит, «Кетер есть в Малкут, и Малкут есть в Кетер». Или, как говорит алхимический сочинитель с серьезной репутацией (Томас Вон, более известный как Евгений Филалет), очевидно, цитируя Прокла: «Все небесное есть на земле, но в земном образе; и все земное есть на небесах, но в небесном образе». Но, как я указал ранее, поскольку небытие есть нечто не поддающееся определению, каббалисты рассматривают его, скорее отталкиваясь от единства, чем как самостоятельное понятие. Поэтому они часто употребляют одни и те же термины и эпитеты для того и другого, например, такие: «Сокровенный из Сокровенных», «Древнейший из Древних», «Священнейший из Древних» и т. д.
Теперь я должен разъяснить истинное значение терминов Сфира и Сфирот. Первый из них единственного числа, второй — множественного. Лучший перевод этого слова — «числовая эманация». Существует десять сфирот, которые являются наиболее абстрактными формами десяти чисел десятеричной системы, то есть чисел 1,2,3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 10. Поэтому как в высшей математике мы рассуждаем о числах в их абстрактном значении, так и в Каббале мы рассуждаем о Боге посредством абстрактных чисел, SPIRVTh, Сфирот. Именно из этой древней восточной теории Пифагор взял свои понятия о символических значениях чисел.
Среди взятых вместе и по отдельности сфирот заключено развитие образов и символов Бога, некоторые из них мужского рода, некоторые женского. В настоящее время переводчики Библии, по тем или иным причинам, лучше известным им самим, аккуратно избавились даже от намеков на то, что Бог обладает и мужскими, и женскими качествами. Они перевели слово множественного числа женского рода Элохим в единственном числе мужского рода. Однако они оставили случайное свидетельство того, что это слово имеет множественное число в Книге Бытия 1, 26: «И сказал Бог (Элохим): теперь сотворим человека». Так как же (Быт. 1: 27) Адам, человек мужского и женского рода мог быть создан по образу Бога (Элохим), если сам Элохим не был мужского и женского рода? Элохим — имя множественного числа, образованное от слова единственного числа женского рода ALH, Элох, прибавлением окончания IM. Но поскольку IM обычно является окончанием мужского рода множественного числа, а здесь добавляется его к существительному женского рода, то это придает слову Элохим оттенок женской силы, соединенной с мужским началом, то есть способность производить потомство. В банальных религиях современности много говорится об Отце и Сыне, но ничего о Матери. Но по Каббале оказывается, что Ветхий Днями соответствует и Отцу, и Матери, и так порождает Сына. Итак, эта Мать — Элохим. Нам также всегда говорили, что Святой Дух имеет мужскую сущность, но слово RVCh, Pyax, Дух — женского рода, как это видно из следующего пассажа «Сефер Йецира»: «AChTh RVCh ALHIM ChIIM» Ахат (женский род, в отличие от мужского Ахад) Руах Элохим Хиим: «Одна Она, Дух Элохим (Бога) Жизни».
Далее становится понятно, что до того, как Бог проявил себя таким образом, то есть как мужчина и женщина, миры Вселенной не могли существовать, или, словами Книги Бытия: «Земля была безвидна и пуста» (Быт. 1: 2). Считается, что эти предшествующие миры символизировались «царями, которые правили в Эдоме прежде царей Израилевых», поэтому они упоминаются в Каббале как «Цари Эдома». Полное разъяснение по этому вопросу дается в разных частях этой работы.
Перейдем теперь к рассмотрению первой сфиры, или числа один, монады Пифагора. В этой цифре скрыты остальные девять. Число это неделимо, оно также не поддается умножению. Разделите 1 на себя, все равно останется 1, умножьте 1 на само себя, неизменно будет единица. Таким образом, она является подходящим представлением неизменного Отца всего сущего. Далее, это число единства имеет двойственную природу и, таким образом, образует связь между бытием и небытием. В своем неизменном единстве оно является простейшим числом; но из-за возможности сложения единицу можно назвать основой числового ряда. Ноль же не способен даже к сложению, так как является всего лишь небытием. Однако если единицу нельзя разделить или умножить, то как получить другую единицу, чтобы прибавить ее к первой, иными словами, как получить число два? Путем отражения самой себя. Ибо если ноль нельзя определить, то единица определима. И в результате определения появляется образ, копия, представление определяемой вещи. Таким образом, получается диада, состоящая из 1 и ее отражения. Далее образуется отправная точка вибраций, поскольку число 1 последовательно переходит от неизменности к определяемости, и снова к неизменности. Таким образом, оно является отцом всех чисел и подходящим символом Отца всех вещей.
Название первой сфиры KThR, Кетер, Корона. Соответствующее ей божественное имя — это Имя Отца, данное в Книге Исхода (3: 14): AHIH, Эхейе, «Я (Аз семь)». Оно символизирует Бытие.
Первая сфира содержит девять остальных и производит их в следующей последовательности.
Число 2, или Диада. Название второй сфиры ChKMH, Хокма, Мудрость, мужская активная сила, отраженная из Кетер, как я уже объяснял ранее. Эта сфира является активным и проявленным Отцом, с которым объединяется Мать, число которой 3. Вторая сфира представлена божественными именами IH, Иах, и IHVH, а также ангельским чином AVPNIM, Офаним, Колеса (Иез. 1). Ее также называют АВ, Аб, Отец.
Третья сфира, или Триада, является женской пассивной силой, называемой BINH, Бина, Понимание, уравненной с Хокма. Ибо Хокма, число два, подобна двум прямым линиям, которые не могут образовать замкнутое пространство, поэтому она бессильна, пока число три не сформирует треугольник. Таким образом, эта сфира завершает и проявляет божественную Троицу. Ее также называют AMA, Ама, Мать, и AIMA, Айма, великая плодородная Мать, навечно соединенная с АВ, Отцом, для поддержания порядка во вселенной. Поэтому она является наиболее проявленной формой, в которой мы можем познать Отца, и поэтому она достойна всяческого почитания. Она — божественная Мать, равная Хокма, и великая женская форма Бога, Элохим. По ее образу и подобию, согласно учению Каббалы, были созданы мужчина и женщина, равные перед Богом. Женщина равна мужчине и, конечно же, находится не ниже его, как упорно старались представить ее так называемые христиане. Айма — это женщина, описанная в Апокалипсисе. Третью сфиру иногда также называют Великим Морем. Ее атрибутами являются божественные имена ALHIM, Элохим, и IHVH ALHIM; ангельский чин ARALIM, Аралим, Престолы. Она — Царица и Божественная Мать в отличие от Малкут, низшей Матери, Невесты.
Число 4. Союз второй и третьей сфирот порождает ChSD, Хесед, Милосердие или Любовь, также называемую GDVLH, Гедула, Величие или Великолепие. Мужская сила представлена божественным именем AL, Эль, Могущественный, и ангельским чином ChShMLIM, Хашмалим — Сверкающие Огни (Иез. 1).
Число 5. Далее эманируется женская пассивная сила GBVRH, Гебура, сила или строгость; или DIN, Дин, правосудие; представленные божественными именами ALHIM GBVR и ALH, Элох, и ангельским чином ShRPIM, Серафим (Ис. 6: 6). Эта сфира также называется PChD, Пахад, страх.
Число 6. Из предыдущих двух сфирот выделяется объединяющая сфира ThPARTh, Тиферет, Красота или Мягкость, представленная божественным именем ALVH VDOTh, Элоа ве-Даат, и ангельским чином ShNANIM, Шинаним (Пс. 58: 18), или MLKIM, Мелаким, цари. Так посредством союза правосудия и милосердия мы получаем красоту или мягкость, и на этом завершается вторая тройка сфирот. Эта сфира, или «путь», или «порядок чисел», как иногда называются эманации, вместе с четвертой, пятой, седьмой, восьмой и девятой сфирами именуется ZOIR ANPIN, Зеир Анпин, Малый Лик, Микропрозоп, в противоположность Макропрозопу, или Большому Лику, одному из названий Кетер, первой сфиры. Шесть сфирот, из которых состоит Зеир Анпин, называются Его шестью частями. Он также называется MLK, Мелек, Царь.
Число 7. Седьмая сфира — это NTzCh, Нецах, или Стойкость и Победа, соответствующая Божественному Имени IHVH TzBAVTh, Иехова Цабаот, Повелитель Воинств, и ангельскому чину ALHIM, Элохим, боги, и ThRShIShIM, Таршишим, Сверкающие (Дан. 10: 5-6).
Число 8. Отсюда происходит женское пассивное начало HVD, Ход, Великолепие, соответствующее Божественному Имени ALHIM TzBAVTh, Элохим Цабаот, Бог Воинств, и ангельскому чину BNI ALHIM, Бени Элохим, сыны Божьи (Быт 6:4).
Число 9. Две предыдущие сфирот порождают ISVD, Йесод, Основание или Фундамент, представляемую именами AL СЫ, Эль Хай, Всемогущий Живой Бог, и ShDI, Шаддаи; а также чином ангелов AShIM, Айшим, Пламя (Пс. 103: 4). Она завершает третью тройку сфирот.
Число 10. Из девятой сфиры произошла десятая и последняя, завершая, таким образом; десятку чисел. Она называется MLKVTh, Малкут, Царство, а также Царицей, Матроной, низшей Матерью, Невестой Микропрозопа; и ShKINH, Шехина, представляемой божественным именем Адонаи, ADNI, и чином ангелов Керубим, KRVBIM.
Надо заметить, каждая из сфирот в некоторой степени андрогинна, ибо она будет женской (воспринимающей) относительно предшествующей сфиры и мужской (отдающей) относительно последующей. Однако нет сфиры, предшествующей Кетер, как нет и сфиры, следующей за Малкут. Из этих замечаний будет ясно, почему Хокма, являясь существительным женского рода, тем не менее, означает мужскую сфиру. Связующим звеном сфирот является Руах, дух, Мезла, скрытое влияние.
Здесь я добавлю еще несколько замечаний относительно каббалистического значения термина MThQLA, Метекла, равновесие. В каждой из трех троиц или триад сфирот есть диада противоположных полов и их результат — объединяющий разум. Мужские и женские потенциалы находятся как бы на разных чашах весов, а объединяющая сфира является перекладиной между ними. Таким образом, Единство представлено центральной точкой этой перекладины, а термин «равновесие» символизирует Триединство, Троицу в Единстве. Но сфирот также представляют собой тройную троицу из верхних, средних и нижних. Они показаны следующим образом: божественная или наивысшая троица является Короной, Кетер; средняя — Царем, и низшая — Царицей; они образуют великую троицу. Их земные соответствия — это перводвигатель (primum mobile), Солнце и Луна. Здесь мы сразу же находим алхимический символизм.
* * *
Далее сфирот делятся на три колонны: правая Колонна Милосердия, состоящая из второй, четвертой и седьмой эманации; левая Колонна Правосудия, состоящая из третьей, пятой и восьмой; и средняя Колонна Умеренности, состоящая из первой, шестой, девятой и десятой эманации.
В своей всеобщности и единстве десять сфирот представляют собой архетипического человека, ADM QDMVN, Адама Кадмона, Протогоноса. Очевидно, взглянув на сфирот первой триады, можно сказать, что они представляют собой разум. Поэтому она называется Миром Разума, OLVM MVShKL, Олам Мевшекал. Вторая триада соответствует Миру Морали, OLVM MVRGSh, Олам Моргаш. Третья представляет силу и устойчивость, поэтому она зовется Материальным Миром, OLVM HMVTHBO, Олам Ха-Меве-тау. Эти три аспекта называются ликами, ANPIN, Анпин. Так получается Древо Жизни, OTz ChIIM, Оц Хаим. Первая триада находится наверху, под ней вторая и третья. Они расположены так, что три мужские сфиры находятся справа, три женские — слева, в то время как четыре объединяющие сфиры находятся посередине. Это каббалистическое «Древо Жизни», от которого зависят все вещи. Существует значительное сходство между этим древом и древом Иггдрасиль скандинавской мифологии. Как я уже замечал, троица из короны, царя и царицы содержит в себе все сфирот. (В некотором смысле это христианская Троица Отца, Сына и Святого Духа, которая в своем высшем Божественном проявлении символизируется первые тремя сфирот: Кетер, Хокма и Бина.) Эта Троица сотворила мир, или, говоря каббалистическим языком, Вселенная родилась из союза коронованных царя и царицы. Но, согласно Каббале, прежде чем была создана завершенная форма небесного человека (десять сфирот), появились некоторые изначальные миры, однако они не могли существовать, поскольку их равновесие было несовершенным. Их сотрясла неуравновешенная сила, и они были разрушены. Эти изначальные миры называются «царями древности» и «царями Эдома, правившими до царей Израиля». В этом смысле Эдом — это мир неуравновешенных сил, а Израиль — мир уравновешенных сфирот (Быт. 36: 31). Тот важный факт, что миры были созданы и разрушены еще до творения существующего мира, многократно повторяется в «Зогаре».
Сфирот также называются Миром Эманации, или Миром Ацилут, или Миром Архетипов, OLVM ATzILVTh, Олам Ацилут; этот мир породил три остальных мира, в каждом из которых содержится повторение сфирот, но с последовательно уменьшающимся блеском.
Второй мир — это Мир Бриа, OLVM HBRIAH, Олам Ха-Брия, Мир Творения, также называемый KVRSIA, Хорсиа, Престол. Это прямая эманация из мира Ацилут, здесь отражаются его десять сфирот и, следовательно, они более ограничены, хотя по-прежнему имеют чистейшую природу без малейшей примеси материи.
Третьим миром является Мир Йецира, OLVM HITzIRH, Олам Ха-Йецира, Мир Формирования и Мир Ангелов, который происходит из Бриа. Хотя он состоит из менее чистой субстанции, в нем также отсутствует материя. Именно в этом ангельском мире пребывают те разумные бестелесные существа, которые облекаются в светящиеся одеяния и принимают форму, когда появляются перед человеком.
Четвертым является мир Ассия, OLVM HOShIH, Олам Ха-Ассия, Мир Действия, называемый также Миром Оболочек (корок, скорлуп), OLVM HQLIPVTh, Олам Ха-Клипот; это мир материи, составленный из грубых элементов других трех миров. В нем также находится прибежище злых духов, которые в Каббале называются «оболочками», QLIPVTh, Клипот, материальные оболочки. Эти демоны также делятся на десять разновидностей и имеют соответствующие обиталища (см. Таблицы в «777»).
Демоны являются наиболее грубыми и несовершенными из всех форм. Их десять уровней отражают десять сфирот, но в другую сторону, так как тьма и грязь увеличиваются при схождении на следующий уровень. Первые два уровня есть ни что иное, как отсутствие видимой формы и организации. Третий является прибежищем тьмы. Следующие семь уровней Ада заняты демонами, которые представляют воплощенные человеческие пороки, и теми, кто в земной жизни предавался этим порокам. Их князь — Самаель, SMAL, «ангел отравы и смерти». Его жена — блудница, или распутная женщина, AShTh ZNVNIM, Ишет Зенуним; вместе они называются Зверем, ChIVA, Хиуа. Так завершается инфернальная троица, которая является карикатурным отражением божественного Создателя. Самаеля считают идентичным Сатане.
Имя Божества, которого мы называем Иегова, на еврейском является четырехбуквенным именем IHVH, истинное произношение которого известно очень немногим. Лично я знаю несколько десятков вариантов его мистических произношений. Его истинное произношение — это наиболее скрытый секрет и тайна тайн. «Тот, кто может верно произнести его, заставит задрожать небо и землю, ибо звук этого имени разнесется сквозь вселенную.» Поэтому когда верующий иудей, читая Священное Писание, встречает это имя, он даже не пытается произнести его и вместо этого делает паузу между буквами или же заменяет его именем Адонаи, ADNI Господь. Коренное значение этого слова — «быть», поэтому оно, как и имя AHIH, Эхейе, является символом существования. Эти буквы можно переставить двенадцатью способами, передающими значение «быть», это единственное слово, позволяющее такие перестановки без изменения смысла. Они называются «двенадцатью знаменами могущественного имени», и некоторые считают, что они управляют двенадцатью знаками Зодиака. Вот эти двенадцать знамен: IHVH, IHHV, IVHH, HVHI, HVIH, HHIV, VHHI, VIHH, VHIH, HIHV, HIVH, HHVI. Есть еще три четырехбуквенных имени: AHIH, Эхейе, бытие; ADNI, Адонаи, Господь и AGLA. Последнее, строго говоря, является не словом, а нотариконом предложения AThH GBVR LOVLM ADNI, Ата Гибор Леолам Адонаи: «Твоя сила во веки веков, о Господь!». Краткая расшифровка AGLA такова: А — первое; А — последнее; G — Триединство; L — завершение Великого Делания.
* * *
Но IHVH, Тетраграмматон, как будет понятно далее, содержит все сфирот за исключением Кетер, и в частности обозначает «Малый Лик», Микропрозопа, Царя каббалистической великой Троицы сфирот и Сына в его человеческом воплощении, в христианском понимании Троицы. Поэтому, как Сын проявляет Отца, так IHVH, Йехова, проявляет AHIH, Эхейе. А ADNI — это Царица, только она может постичь Тетраграмматон, ее возвышение к Бина отражено в христианском вознесении Девы.
Тетраграмматон IHVH соотносится со сфирот следующим образом. Верхняя точка буквы Йод, I, соответствует Кетер; сама буква I, Хокма — Отцу Микропрозопа; буква Н, или «вышнее Хе» — Бина, божественной Матери. Буква V соответствует следующим шести сфирот, которые называются шестью частями Микропрозопа (шесть — это числовое значение Y еврейского Bay). Наконец, буква Н, «низшее Хе», соответствует Малкут, десятой сфире, невесте Микропрозопа.
|