А.Э.Уэйт. Иерусалимские Храмы.
Если вы хотите купить мультитул, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке http://best-for-man.ru и узнайте больше.
Обозревая сложную историю своего народа и пытаясь постичь цель его существования, духовные учителя Израиля не могли не распознать многочисленные знамения, являющиеся на его духовном небосводе, знамения, всю полноту мистического смысла которых, увы, невозможно было провидеть в реальной перспективе, если, разумеется, исходить из веры в их провиденциальность. Что тут поделаешь, все мы задним умом крепки. Пока не грянет гром, как говорится… Но в обратной перспективе знамения действительно читались буквально во всем; глядя вспять, видно было, что само Сотворение мира, великий миф о Райском Саде, кара Потопа и все прочие деяния Божии были подобны набату и трубному гласу, призывающему увидеть их промыслительное значение. Там было не только семя, но и во всем уже проступали отчетливые очертания Израиля. Авраам мог повернуть на юг, а мог и вспять, но в любом случае смысл коренился в тех или иных грядущих последствиях для судьбы двенадцати колен. И не только в грядущих последствиях, в определенном смысле они уже там и таились, и потому древние сказания видятся в некоем мистическом свете, поскольку вдруг предстают как повествования о событиях, предваряющие их реальное свершение. Деяния прошлого оказывались чреваты судьбоносными последствиями для событий грядущих. Так, например, когда Скрижали Закона были разбиты Моисеем, это, как сказано в Зогаре, повлекло за собой окончательное разрушение Первого и Второго храмов1.
В Зогаре Храмы выступают перед нами в двух аспектах, причем, как это нередко бывает в тексте Зогара, они подчас совершенно не согласуются один с другим, хотя совершенно невозможно, а не просто трудно поверить в то, что между ними не существует определенного соответствия. Я изложу их сообразно мотивам, которые стоят за каждым. Первый аспект – это тот, в котором нет и тени превратности в характере славы и безграничной благодати, присущей замыслу и строительству Святого Дома Соломона. Внутреннее Святилище являло собой средоточие мира2; Шхина обитала там в качестве благочестивой и верной жены, ни на миг не покидающей жилище мужа3. И потому в тот период с Израилем обстояло все хорошо. План здания был начертан Божественной рукой и – как мы знаем – вручен Давиду, который представил его Соломону4. Храм был возведен на семи столбах5, зодчие скрупулезно следовали чертежам до полного завершения работы6. Был один смысл, по которому они слепо придерживались плана, но был и другой смысл, по которому строительство как бы совершалось самопроизвольно, что предполагается молчаливым характером здания, о чем мы читаем в Писании7. Явная аналогия с творением: мир саморазвертывался по Божьему замыслу8. Об этом говорит Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»9. Смысл в том, что Господь создал план Храма, а возводится он как бы сам собой. Сказано также: «Если Господь не охраняет города, напрасно бодрствует страж»10. Имеется в виду Иерусалим в процессе строительства. На символическом языке луна весь этот период остается полной11. Храм был построен для соединения Царя с Госпожой (Матроной)12, Бога и Его церкви в Израиле. О его конструкции в законченном виде говорится, что земля, заселенная язычниками, окружает Святой Город, который является центром обитаемого мира; город окружает Святую Гору; Гора окружает дом, где собирается Синедрион (Санхедрин); а он, в свою очередь, охватывает Храм; а Храм охватывает Святая Святых, где обитает Шхина и где находится жертвенник для искупительных жертв, керувим и Ковчег Завета13. Сама же Святая Святых возведена на том самом краеугольном камне, который, как нам уже известно, представлял собой средоточие мира, его центральную точку. Его отождествляют с небесным престолом видения Иезекииля, который по виду был «как бы из камня сапфир»14. Построив Храм, Соломон соединил Госпожу с Высшим Царем, и повсюду царила радость – и наверху и внизу15. Сам Храм понимается как духовный союз мужчины и женщины, не имеющий ничего общего с любым видом плотского союза16. В силу этого он символизирует Тайну пола в его высшем значении, и потому это та точка, что должна быть выделена и увековечена в перспективе всех этих фантастических построений.
Здесь представлена первая картина, альтернативная же извлечена из Верного Пастыря, а не из собственно Зогара. Первый и Второй Храмы, согласно этой гипотезе, были по своей природе переходными; они должны были быть творением Самого Бога, но вследствие греха Израиля в пустыне Первый Храм был построен Соломоном, и потому он не мог существовать вечно17. В отличие от первой концепции Бог не был его создателем. Точно так же в эпоху Ездры по причине греха Второй Храм был возведен людьми и у него не было основания для вечного существования. Из этого следует, что до сих пор в действительности не было создано ни одного святого дома18, как не был создан в реальности и город Иерусалим. Мир все еще ждет исполнения обетования Господа: «И я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него»19*. Вместе с тем высказываются положения, идущие гораздо дальше проблемы выживания. Сказано, что с того дня, как Святой Благословенный воздвиг Высшее Святилище, небесное покровительство ни в чем не проявлялось в земном Храме, сделанном из камня и известкового раствора20. Я полагаю, что, когда в другом тексте Зогара речь идет о месте духовного насыщения, которое Царство Небесное дает нуждающимся, и о святилище, которое собирает всех нищих под покров Шхины, имеется в виду этот нерукотворный дом21.
Храм Соломонов был символом покаяния, равно как и домом молитвы, и его разрушение означало состояние нераскаянности22. Причиной разрушения было, как сказано в другом месте, разделение Хе и Вав в Божественном Имени вследствие греха23. Народ был депортирован, а Шхина удалилась. Вав отправился на поиски Хе, но та была далеко; он глянул в сторону святилища, но оно было предано огню; он искал народ избранный, но он пребывал в пленении; он обратился к источнику благословения, но тот иссяк24. В другом месте сказано, что разрушение Первого Храма повлекло за собой иссякновение источников Шхины наверху, а Второго – источников Шхины внизу25. Весь свет затмили облака, и святые в этом мире больше не были просветленными26. Весь период Вавилонского пленения крылья Вышней Матери не осеняли ее чад27, отчего произошло разделение Йод и первого Хе в Имени Божьем. Здесь, несомненно, имеется в виду духовное состояние Израиля, а за этим видением стоит странное духовное понимание падения человека. В настоящем и еще большем рассеянии Божественное Имя разделилось так же, как тогда28, хотя то, что оно означает, предвечно едино в Высшем Мире. По другой символической интерпретации Первый Храм был разрушен по той причине, что ему недоставало света29, которого не было и во Втором Храме, но в еще большей степени, поскольку Второй Храм символизировал плотский союз мужчины и женщины30. Священники Первого Храма всходили на стены Святилища со своими ключами в руках и говорили Богу: «Доныне мы были Твоими домоправителями, а теперь забери принадлежащее Тебе»31. Солнце отвратилось от луны и больше ее не освещало; дня не проходило без проклятий и страданий32.
Таковы ламентации Зогара над святыми местами и домами; но придет день, и луна восстановит свой первозданный свет33. Это будет то время, о котором написано в Библии: «Вот, раб Мой будет благоразумен, и будет превознесен и весьма возвышен»34. Здесь речь идет о мессианской эре, когда мир будет возрожден и очищен от нечистоты, а смерть навсегда побеждена. Святой Благословенный вспомнит о Своем народе Израиле, и Храм будет восстановлен35. Раньше это строилось на строгости и гневе, тогда же он будет восстановлен в милости и на ней будет стоять36. Вместе с тем с момента разрушения Святилища Святой Благословенный поклялся не вступать в вышний Иерусалим до тех пор, пока Израиль не вернется в нижний Иерусалим37. Не было больше благословений ни в Высшем Мире, ни в низшем, ибо эти миры взаимозависимы38. Но избранные могут утешаться тем, что в отсутствие жертвенника верность изучению Закона принесет большее прощение грехов, чем былые жертвы всесожжения.
Примечания
1 Zohar. Pt. I. Fol. 26b; Pt. I. Fol. 167.
2 Ibid. Pt. I. Fol. 84b; Pt. I. Fol. 487.
3 Ibid.
4 Ibid. Pt. II. Fol. 164a; Pt. IV. Fol. 107.
5 Ibid. Охранял его архангел Метатрон.
6 Ibid. Pt. I. Fol. 74a; Pt. I. Fol. 438.
7 «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни, то есть обработанные вне храма; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар., 6: 7).
8 Zohar. Pt. II. Fol. 226a; Pt. IV. Fol. 247.
9 Пс., 16: 1.
10 Там же, 16: 2.
11 Zohar. Pt. I. Fol. 150a; Pt. II. Fol. 190.
12 Ibid. Pt. III. Fol. 74b; Pt. V. Fol. 203.
13 Ibid. Pt. III. Fol. 161b; Pt. V. Fol. 416.
14 Zohar. Pt. I. Fol. 71b; Pt. I. Fol. 425. См.: Иез., 1: 26: «А над сводом, который над головой, было подобие престола по виду как бы из камня сапфир». Этот камень, согласно Зогару (Ibid.), означал небесный престол, престол видения Иезекииля – Традиционный Закон, а «подобие человека» на нем – это Письменный Закон.
15 Zohar. Pt. III. Fol. 74b; Pt. V. Fol. 203.
16 Ibid. Pt. II. Fol. 258b; Pt. IV. Fol. 292.
17 Ibid. Pt. III. Fol. 221a; Pt. V. Fol. 559.
18 Ibid. Pt. III. Fol. 221a; Pt. V. Fol. 539.
19 Зах., 2: 5.
* На иврите Иерусалим женского рода.
20 Zohar. Pt. II. Fol. 108b; Pt. III. Fol. 427.
21 Ibid. Pt. I. Fol. 208a; Pt. II. Fol. 434.
22 Ibid. Pt. III. Fol. 75a; Pt. V. Fol. 204.
23 Ibid. Pt. I. Fol. 122a; Pt. V. Fol. 316.
24 Причина заключалась в том, что мужское больше не сочеталось с женским (Ibid.).
25 Ibid. Pt. I. Fol. 255a; Pt. II. Fol. 601.
26 Ibid. Pt. II. Fol. 9b; Pt. III. Fol. 40.
27 Ibid. Pt. II. Fol. 9b; Pt. III. Fol. 39, 40.
28 Ibid. Pt. II. Fol. 9b; Pt. III. Fol. 41.
29 Ibid. Pt. II. Fol. 179b; Pt. IV. Fol. 150. Следующее за этим толкование сводится к тому, что Шхина, по крайней мере – гипотетически, царствует на престоле Милости.
30 Ibid. Pt. II. Fol. 258b; Pt. IV. Fol. 292.
31 Ibid. Pt. I. Fol. 202b, 203a; Pt. II. Fol. 406. Это «бремя долины видения» (Русская синодальная Библия: «Пророчество о долине видения») (Ис., 22: 1).
32 Zohar. Pt. I. Fol. 181a, b; Pt. II. Fol. 315.
33 Ibid. Pt. I. Fol. 181b; Pt. II. Fol. 316.
34 Ibid. Pt. I. Fol. 181b; Pt. II. Fol. 316; Ис., 2: 13. См. также: Быт., 24: 2.
35 Zohar. Pt. I. Fol. 134a; Pt. II. Fol. 128.
36 Ibid. Pt. II. Fol. 59a, b; Pt. III. Fol. 263, 264.
37 Ibid. Pt. I. Fol. 231a; Pt. II. Fol. 511.
38 Ibid. Pt. I. Fol. 70b; Pt. I. Fol. 415.
39 Ibid. Pt. I. Appendix III. Сокровенный Мидраш. Fol. 6a; Pt. II. Fol. 680.
|