Влияние дзэн в мировой культуре.
Влияние дзэн на нашу повседневную жизнь довольно обширно, хотя
зачастую оно столь неуловимо, что большинство людей, возможно, не
осознают этого. Все великие открытия и изобретения в искусстве, науке и
философии совершались под воздействием дзэн, выражающегося в данном
случае глубоким медитативным состоянием сознания, отличным от его
обычного состояния. К примеру, когда Микеланджело создавал свои
творения, когда Крик и Уотсон мысленно представляли двойную спираль ДНК
или когда Платон писал свой труд "Государство", их сознание
контактировало с космической реальностью в том состоянии, которое
описывается как дзэн. Лучшая платная гинекология в санкт петербурге! Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше.
Даже обычные люди сталкиваются с проявлениями дзэн разных уровней, к
примеру, когда студент забывает обо всем, готовясь на экзамене к ответу,
когда биржевой маклер продает и покупает среди той толчеи, которая
сопровождает совершение сделок, или когда, исполнитель демонстрирует
сложную технику в своем концерте. Вы сами, вероятно, неоднократно
сталкивались с дзэн, даже не подозревая об этом. Когда вы наслаждаетесь
едой, поглощены своим хобби, с головой уходите в работу, восхищаетесь
закатом солнца, захвачены музыкой, тронуты волнующей сценой, переживаете
красоты природы или испытываете глубокую связь с Богом, вы находитесь в
состоянии дзэн. Для многих восточных обществ дзэн стал неотъемлемой частью их
культуры. Когда японские производители делают упор на доступность и
эффективность своей продукции или когда вьетнамские крестьяне всем
сердцем привязываются к своим рисовым полям и неутомимым буйволам, все
они по-разному, часто бессознательно, выражают саму роль и влияние дзэн
на их мировосприятие. В некоторых случаях воздействие дзэн более заметно, хотя многие
попрежнему могут не осознавать этого. Всякий, кто знаком с современным
китайским языком — иначе байхуавэнь (разговорный язык), и с классическим
— иначе вэньяньвэнь (литературный, письменный язык), может поведать о
разнице между этими видами одного и того же языка. Современный китайский
язык, с его простым, непосредственным стилем выражения, развился из
гунъаней, или публичных записей дзэнских историй. Сегодня, когда мы говорим о китайской живописи, многие имеют в виду
китайскую акварельную живопись "горы и потока" (иначе пейзажную), но это
лишь один из многочисленных жанров китайской живописи. Он также
порожден влиянием [учения] дзэн. Преподобный Цзиньмин говорит: "Поскольку дзэн наделен трансцендентальным
сознанием, зеленые просторы гор и чистота потоков легко сливаются с дзэн
в одно целое; в живописи "горы и потока" просматривается иной мир, так
что сам дух живописи и существо дзэн суть одно и то же. " Влияние дзэн на эти культурные формы и сами плоды этой культуры, на
мгновения космических прозрений, приводящих к необычным творениям, как и
на неуловимые проявления дзэн в нашей повседневной жизни слишком сложно
и многогранно. Те виды искусства, где влияние дзэн более
непосредственное и ощутимое, весьма разнообразны: сюда входят воинские
искусства, живопись, литература, архитектура, интерьер жилища,
аранжировка цветов, японский театр масок "Но" и чайная церемония. Стоит заметить, что, хотя некоторые из этих искусств могут
использоваться как вспомогательные, а иногда даже, как и основные
средства достижения пробуждения дзэн, такая цель не является
первоочередной для практикующих эти виды искусства; также сами эти
искусства, за некоторым исключением, адепты дзэн могут использовать в
своей духовной практике по их прямому назначению. К примеру, знаменитая техника письма "одной линией, единой чертой"
[кит. и би хуа] в китайской живописи (еще один жанр, испытавший большое
влияние со стороны дзэн) и японская чайная церемония — все пропитаны
[идеями] дзэн, но художники или любители чая, даже если они дзэнские
монахи, в общем-то, не рассматривают рисование либо чаепитие частью
своей практики дзэн. Можно сказать, что влияние дзэн проявлялось в философском, жизненном и
духовном планах. К примеру, становление неоконфуцианской литературы в
значительной мере определялось философией дзэн, поведение самурая —
жизненным подходом дзэн, а фабула пьесы "Но" — духом дзэн. Такое тройное
разделение произвольно: эти стороны дзэн не только часто накладываются
друг на друга, но порой бывает трудно выделить одну из них, не упомянув
другую. И все же, прибегнув к такому условному делению, мы сможем
разобраться в некоторых весьма противоречивых проблемах. К примеру, часто задаются вопросом, как это вообще можно говорить о
том, что поведение самурая, чья единственная цель состояла в том, чтобы
без всяких колебаний убить врага своего господина (сюзерена), во многом
определялось влиянием [учения] дзэн, где категорически отвергается
убийство. Ответ состоит в том, что самурай руководствовался самим
подходом дзэн к непосредственности и эффективности действий, а не его
философией, выступающей против лишения жизни [кого бы то ни было].
|