Школа Александра Либиэра
Меню сайта
Начальные курсы
Углубленные курсы
Основные разделы
Психотехнологии
Рейтинги
Проверка тиц pr Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Помощь Школе
Друзья сайта
  • Заметки эзотерика
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Какой начальный обучающий курс вас интересует больше всего?
    Всего ответов: 52
    Чат
    Главная » 2014 » Июль » 2 » А.Э.Уэйт. Тайна Шхины (продолжение).
    09:57
    А.Э.Уэйт. Тайна Шхины (продолжение).

    А.Э.Уэйт. Тайна Шхины (продолжение).

    Начало статьи читайте тут.

    Предлагаем вашему вниманию медицинский интернет стенд - МедСтенд. Пройдите по ссылке и узнайте больше.

    Из всего этого сам собой вытекает вопрос: как именно мы должны рассматривать сущность этой Сожительствующей или Пребывающей Славы, именуемой Шхиной в Писании и священных текстах Зогара? Мы знаем, что она пребывает между Херувимами (Керувим) в Скинии (Святилище) или Ковчеге Моисеевом, а Керувим, как нам сообщают, мужского и женского рода, образы в Святилище Израилевом вещей, явленных на земле, как, в свою очередь, образы единства, которое наверху. Если попытаться вывести нечто среднее из этого сонма противоречивых высказываний, не потребуется особого дара толкования, чтобы распознать, что именно лежит на поверхности во всей своей откровенной простоте; но едва ли мы привнесем что-либо существенное, заявив, что Шхина – это принцип Божественного Материнства, то есть женственной стороны Божественности, который заложен в логику нашего символизма, когда мы говорим об Отцовстве в Боге. Ведь это сообразуется с нашей символикой, и, хотя сам вывод является чисто интеллектуальной конструкцией, возможность его здесь реально наличествует. Если мы обратимся за аналогией, которая существует в символическом плане между женственностью наверху и ее явленностью внизу, это опять едва ли куда-либо нас продвинет, коль скоро в этом мы будем видеть всего лишь идею о том, что роль матери на земле сакрализуется в своей вознесенности над Природой в освященном смысле самой концепцией наличия ее прототипа на небесах. Она известна нам в форме бытующего в среде верующих на протяжении всей истории христианства культа Царицы Небесной; он, подобно многим другим народным верованиям, что освящены авторитетом величайшей из церквей, является как бы беглым наброском глубинной истины в духовной жизни и первоосновой в мире реальности. Для приверженцев сего культа это верование исполнено естественности и жизненности; однако конкретный догмат о чудесном и непорочном зачатии и девственном рождении при всей его красноречивой убедительности проводит четкую разделительную линию между субъектом и объектом, отчего образуется охватывающее весь мир расхождение между честью, воздаваемой той, кто вечно вне нас, и поклонением Ему, Кто постигается сущностно лишь тогда, когда Он открывает Себя внутри нас. В официальной литургике иудаизма нет молитв, обращенных к Шхине; но в Тайной Церкви Израиля, к которой приобщены в духе и истине Сыны Учения, она либо является Домом Молитвы, либо в нем пребывает, и, как мы уже могли убедиться, двери ее вечно открыты для молений. Она была главнейшим объектом молитвы, хотя остается открытым вопрос о том, совершалась ли таковая по предписанной форме: правильнее предположить, что это была безмолвная молитва неизреченной мысли, о которой мы читаем в Зогаре. И причина не заставляет себя ждать, и первый свет, проливаемый на наш предмет, делает его ясным: Шхина есть Слава Пребывающая. Католические каббалисты использовали термин cohabitans вследствие некоторого несовершенства понимания присутствующей здесь тайны – или, иначе говоря, вследствие внешнего восприятия природы супружеских отношений на земле. Адекватным словом здесь будет inhabitans, ибо сказано, что Шхина пребывает в человеке214, то есть в сердцах тех, кто ревнует о благих делах215. Еще определеннее: человек есть Обитель Шхины216. Начало этого вселения или пребывания полагается волевым усилием человека, направленным на самоусовершенствование; этим действием Шхина привлекается к делающему такой первый шаг217, и об этом слова: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его»218. Она пребывает со смиренными и даже сломленными страданиями219. И вместе с тем она обитает там, где радость, а не скорбь, что следует понимать как совет принимать испытания с покорностью. Под страданиями же скорее понимается претерпевание бедствий, непосредственно связанных и производимых любовью, – таково состояние тех, кто поглощен любовью к Божественному: таковые суть Братья Шхины220. Сказано также, что действие Шхины внизу сопоставимо с тем, что душа совершает в теле: еще точнее, это то же самое действие221, и это помогает нам понять, в каком смысле о ней говорится как о душе Скинии внизу222, где Скинией является освященное тело человека.

    Я назвал эти высказывания первым светом, но я отнюдь не намерен преувеличивать их ценность. Я говорю как мистик; вот уже два тысячелетия мы слышим о том, что Бог внутри и Его Царство, однако мир продолжает больше уподобляться пустыне без Святого Града, нежели благословенному Сиону; и если в эзотерической еврейской литературе о Шхине говорится как об аспекте Божественной Природы или Начале, раскрывающемся в сердце человеческом, я не вижу, чтобы мы добавили нечто новое к нашему предмету рассмотрения. Было бы праздным занятием пытаться расшифровать книги Тайной Доктрины, если бы они не доносили до нас нечто более определенное по части пути, истины и жизни. Приятно также услышать, что плохо обращающийся с бедняком дурно обращается со Шхиной, потому что она покровительница бедных и обездоленных223; но мы и так немало знаем о том, что оскорбляет Дух. Я мог бы множить эти высказывания до бесконечности, но это ничего не даст; мы останемся при том же вопросе: либо Тайная Доктрина Израиля охватывает Тайну знания, в котором укоренена возможная тайна достоверности в опыте, либо это храм тщеты мысли, далекий от любого города-убежища, наполненный лишь путаными слухами и безумным словоблудием. Я и так предпринял немало бесплодных странствий в свое время и возвратился с пустыми руками; но если бы и это было им под стать, стоило ли описывать его маршрут в настоящем исследовании Зогара. Мы уже не раз то здесь, то там обращались к высказываниям на тему Тайны пола; и сейчас самое время сказать со всей определенностью, что это и есть Тайна Шхины; и природа этой тайны соответствует – сообразно ее прикровенным утверждениям – тому определению, которое я дал по части знания и опыта. Точка и центр всего предмета – Пребывающая Слава; это декларируется повсюду, равно как повсюду тщательно скрывается: один из аспектов ее презентации – при всей намеренной путаности выражения – предполагает, что вхождение первосвященника в Святая Святых причастно Тайне пола224; впрочем, я не собираюсь чрезмерно акцентировать это положение: по мне, это сродни Пятидесятым Вратам, не открывшимся Моисею, да и время еще не подошло. Я лишь подытожу обсуждение, заметив, что, по Зогару, союз мужчины и женщины есть Скромность (Целомудрие)225 и что лицезрение Шхины доступно только в состоянии чистоты226. А потому не будет уклонением от истины утверждение, что она есть Закон Тайны, а Зогар так высказывается о ней: «Когда ты отправляешься, она будет твоим путеводителем; когда ты предаешься сну, она будет охранять тебя; а когда восстаешь ото сна, она будет беседовать с тобой»227. Изучение этого Закона есть жизнь вечная228. Осмысление его как закона подразумевает Договор-Завет; образом этого завета, как сказано, был Иосиф, что основывается на его целомудренном поведении в истории с женой Потифара229. Выстроив из этих предваряющих положений подобие достаточно надежного пункта отправления, давайте вновь приступим к великому памятнику и посмотрим, каким же образом он прольет свет на наши изыскания.

    Со всей определенностью указывалось, что Шхина была с Израилем до изгнания, явно имея в виду Вавилонское пленение, а грех, послуживший причиной этого несчастья, был равен греху раскрытия физического центра Шхины. Я с трудом подбираю выражения и невольно подменяю слова, ибо сия Минерва или Диана Израиля предстает в женском обличье, подобно Изиде, и поднимать ее покров запрещено. Французский переводчик заканчивает цитату, вокруг которой мы ходим, прибегая к латыни: «Traditum est… genitales partes Shekina existere»230. Что также носит священнотайный характер, но смысл понятен, если признать, что Шхина в этой связи означает Тайную Доктрину постольку, поскольку это есть тайна пола, а Зогар идет дальше и уточняет природу этого греха, называя его преступным деянием инцеста, что следует интерпретировать как беззаконное и нечестивое извращение учения о половых отношениях и надлежащего поведения в этой сфере. Для нашего исследования не имеет значения, что на первый взгляд в тексте Писания это обвинение не имеет ни малейшего подтверждения: оправдание герменевтического подхода к Зогару превышает сферу моей задачи и мои способности защитника231. Но благодаря этому утверждению нашему взору наконец предстает собственно проблема, с которой мы имеем дело.

    Сказано далее, что Тайна Шхины включает в себя всех женщин, и этим, как мы видели, объясняется тот факт, что она пребывает лишь с тем мужчиной, который соединен с женщиной232. Она со всей определенностью поселяется в доме мужчины, когда тот вступает в брак, et quum faederis suum signum in locum ponit233. Вот почему Хе и Вав следуют друг за другом в алфавите: Вав символ мужского, Хе женского начала. Муж и жена – одно, и луч небесной благодати покрывает их; он сходит из Хохмы, проникает в мужское начало, а то сообщает его женскому234. Это позволяет нам понять, в каком смысле ее стыд – оскверненное тело мужчины235 и как взвешивается она грехом Израиля236. Причина в том, что она дева, обрученная Срединному Столпу237, и о ней сказано Адамом в великий день его совершенства: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»238, что должно означать, что в одном из своих аспектов она образ незапятнанной женственности; но она всегда нисходит в супружество внизу – как всегда пребывает в супружестве наверху, – дабы исполнить себя в человечестве и все человечество в себе. Свидетельствуется, что, когда на земле есть праведник, Шхина прилепляется к нему и с тех пор более никогда его не покидает239.

    Следует отметить, что ради этого конкретного положения в этот конкретный момент Зогар словно забывает о том, что им же сказано до этого и что ему придется говорить дальше. История падения человека через посредство женщины, подвигнутой на это совращением змия, является, вне всякого сомнения, историей Шхины, пусть в некоем аспекте и как следствие значительно отстоящей по времени рефлексии; но когда требуется доказать, что она ближе к избранным, чем руки и ноги, трудно подыскать что-либо более полное по своему соответствию, чем такие слова, как «кость от костей моих и плоть от плоти моей»240, и такое употребление текста – в его произвольном изъятии из контекста – оказывается прямым попаданием в яблочко, хотя он и едва ли не столь же буквалистский по своей сути, как и сказ об Эдемском Саде. Точно так же, когда Зогару необходимо приложить образ «поля, которое благословил Господь»241 к Тайне пола, это не выходит за рамки утверждения, согласно которому «царь, заботящийся о стране»242, – это Шхина, несмотря на явное противоречие родов. Главное здесь – довести до понимания, что пребывание Шхины в доме людей семейных имеет целью схождение душ для одушевления детей под ее водительством243. Вместе с тем самый, пожалуй, яркий и исчерпывающий в данном случае пример – это заявление, что в день, когда внизу была явлена Песнь песней Соломонова, Шхина спустилась вниз244 – как если бы впервые, хотя мы знаем, что она была с человеком от начала и причаствовала всему творению. Но задача здесь опять же в том, чтобы доказать, что эта достославная песнь есть ее мировая история в человеке, начало и конец всего, что причастно союзу, Тайне Возлюбленного и Возлюбленной на протяжении веков избранничества. Это сумма Священного Писания; это дело творения, тайна патриархов, пребывание в Египте, исход Израиля, Десять Заповедей и Богоявление на Синае, эмблема всех событий периода странствий в пустыне до вступления в Святую землю и далее до возведения Святого Храма. Это и сумма Тайны, сокрытой в Святом и Всевышнем Имени, рассеяния Израиля среди народов земли, его грядущего избавления, воскресения из мертвых и событий того дня, имя которому Суббота Господня. Иными словами, в ней содержится все, что было, есть и будет, ибо это история Изиды, она же Шхина, с первого стиха о лобзании уст его до завершающего восхождения на горы бальзамические245.

    Наконец, говорится, что желание человека – соединиться с Матерью в трансцендентном плане, равно как и с Матерью внизу, обрести ее собственным совершенством и получить ее благословение246. Нам известно, что это желание Единства в Боге, поскольку Яхве есть Элохим, причем на тот случай, если такое свидетельство покажется неполным или недостаточным, Зогар присовокупляет в другом месте знаменательные слова: «Я есмь, Кто я есмь», означающие в своем глубинном смысле: «Я, Святой, да будет Он благословен, есть Шхина»247. Не подлежит сомнению, что состояние единства не только глубже состояния видения, но и отличается от него коренным образом; и я не могу сказать, что мне удалось найти безоговорочное подтверждение в тексте Зогара этого высказывания о стяжании единения с Богом именно в этом смысле данного термина, столь желанного сердцу мистика. Однако в прикровенном виде эта тема проходит не в одном месте в Зогаре, поскольку, как мы убедились, Шхина внутри. И все же чаще это видение; о нем говорится как о благословении в мире верховном – о созерцании лика Шхины248, как о некоем замещении состояния единства, и это право надо заслужить в этой жизни, идя путем чистоты249. В этой связи утверждается, что лишь те, кто оставляет нижний мир в благодати Шхины, считаются достойными жизни вечной250. Есть и те, кто не умирает смертью, свойственной человеческому существу, но восхищается силою Шхины, так привлекающей к себе их души251. Вместе с тем Мать в трансцендентном измерении подобна Матери внизу, и духовное приобщение ей осуществляется в той мере, в какой мужчина сподобился соделать из себя дом или обитель, прилепившись к женщине: лишь в этом случае Божественная Мать изливает свои благословения на обоих252.

    Есть – в истинном смысле этого понятия – духовный союз внизу для Сынов Учения, так что они сочетаются с двумя женщинами253 – с супругой на земле и Незримой Подругой. Каким образом проявляется ее присутствие, нигде не проясняется, но это происходит – и об этом излишне говорить – исключительно духовным постижением. Любопытно, что это раскрывается достаточно определенно не в связи с обсуждением самого состояния супружества, а в беседах Сынов Учения на тему Сокровенного Закона: тогда они осознают присутствие Шхины, о чем и свидетельствуют ничтоже сумняшеся. Необходимо заметить, что женщины Израиля никогда не присутствуют на этих собраниях254, но их место в доме служило залогом его осененности Божественным Присутствием. В то же время, когда подвизающийся в изучении Закона Божьего отправлялся в путь в одиночку и когда, технически говоря, мужское оказывалось отлучено от женского, он не был по этой причине отлучен от Шхины, при условии, разумеется, что перед отъездом помолился Святому Благословенному255, дабы удержать единство мужского и женского не только дома, но и за его порогом. Другим условием было неукоснительное соблюдение им правильности поведения во всех жизненных ситуациях256: в противном случае ему грозило отлучение от Духовной Спутницы, что положило бы конец единству, а его самого обратило бы в неполное существо.

    Едва ли желательно на этой стадии говорить о чем-либо столь очевидном и знакомом, как специфические черты, присущие восточному воображению, – вспомнить хотя бы персонификации Премудрости в книгах, приписываемых царю Соломону; но эти особенности литературного стиля претерпели две любопытные метаморфозы в своем развитии. Титулы и служебные функции еврейской Хохмы были сняты со своего установленного в иудейской традиции места, изъяты из контекста и во всей своей телесности перенесены на Благословенную Деву Марию компиляторами ранней католической церкви, а по другим каналам они были усвоены Софии гностиков, и, наконец, последнее переселение – на Деву Мудрости Якоба Бёме и позднейших мистиков его школы. Соответствия между Шхиной и христианской Богоматерью бросаются в глаза при первом подходе и уже в силу этого могут быть обманчивы, потому что поверхностные аналогии и по сю пору многих вводят в заблуждение; но тем не менее даже тенденционные исходные позиции французских переводчиков Зогара, повлиявшие на конечный результат их работы, не позволили им утверждать, будто Шхина – это завуалированный образ Девы Марии. Переклички же между Пребывающей Славой и Девой Софией Бёме гораздо более разительны, что невольно наводит на мысль, что немецкий теософ кое-что явно позаимствовал из этого источника. В его биографии нет ни малейших намеков на то, что он обучался в какой-либо эзотерической школе либо имел общение с кем-то из посвященных в Тайную Доктрину Израиля, хотя в его время существовало немало ученых-каббалистов. Есть иное объяснение этому казусу, а именно что семена учения еврейской тайной традиции в Писаниях Ветхого Завета дали всходы в его сознании в известной степени так же, как происходило это в умах Сынов Учения, что в его случае, как, впрочем, и в других, им же несть числа, доказывает, что истинные искатели и провидцы изъясняются на одном языке, поскольку причастны общему источнику мысли. Впрочем, это вопрос, при всей его животрепещущей близости нам, вне нашей сферы интереса.

    Итак, мы рассмотрели Шхину в свете всех ее атрибутов. Мне не кажется, чтобы я упустил малейшее значительное описание, встречающееся в тексте Зогара, причем все были подвергнуты критическому анализу. Вывод таков: Шхина в качестве средоточия Тайны пола и есть то направление, в каком нам следует направить свои взоры, если – яко труженики на сем поле – мы надеемся получить свою плату. Прочие высказывания превосходны и восхитительны на свой лад, но то, что мы ищем, где для нас открывается непроторенный путь мысли, представляет собой новое послание, которое удастся отыскать в других служебных функциях, качествах и достоинствах, присущих Святой Водительнице Еврейства. Полагаю здесь в заключение, что у меня нет насущной необходимости лишний раз говорить, что Тайная Доктрина Израиля – это не только пол, хотя высказывания на сей счет разбросаны по всему тексту Зогара. К этой области, например, не относится эсхатология, непричастны ей и учение о частях души, но с этими темами, как, впрочем, и со многими другими, им подобными, я уже имел дело в соответствующих разделах.

     

    Примечания

     

    1 Здесь без всяких поправок и редукций подходит старинная максима мистика-алхимика Кунрата (Khunrath): «Sigillum Naturae et Artis simplicitas», и я привожу ее здесь, как делаю это всегда, когда хочу подчеркнуть, что она в высшей степени приложима к существу Тайной Доктрины Израиля; поскольку весь корпус загадочного письменного текста и скрывающейся за ним практики основывается на одном стихе Писания, который гласит: «И сотворил Бог [то есть Элохим] человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину [уточняя природу образа] сотворил [Он] их» (Быт., 1: 27). Таким образом, трудности, о которых говорилось выше, относятся не к факту, вокруг которого выстраивается Доктрина, а к сложностям его интерпретаций и в деталях практической части.

    2 Zohar. Pt. II. Fol. 162a; Pt. IV. Fol. 101, 102. Есть также в Каббале брак двух имен, производящий Святое Имя из девяти букв – согласные следуют друг за другом в следующем порядке: :יאהלוההים Йод, Алеф, Хе, Ламед, Вав, Хе, Хе, Йод, Мем (Ibid. Pt. IV. Fol. 151). Сказано также: «И создал Господь Бог человека» (Быт., 2: 7) – то есть, по Зогару, Яхве Элохим, мужское начало, соединилось с женским. То есть человек привит к Элохиму, как последний привит к Яхве (Zohar. Pt. II. Fol. 260a; Pt. IV. Fol. 293).

    3 Ibid. Pt. III. Fol. 8b; Pt. V. Fol. 23.

    4 Ibid. Pt. II. Fol. 162a; Pt. IV. Fol. 102.

    5 Ср. Втор., 4: 35: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что Господь есть Бог» (Русская синодальная Библия: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что Господь [Бог твой] есть Бог». – Пер.) – или, как это в Зогаре, что Яхве есть Элохим. Надо заметить, что текст Писания не согласуется с догмой Зогара, хотя и ex hypothesi является одним из его источников.

    6 Zohar. Pt. I. Fol. 101a; Pt. II. Fol. 10.

    7 Ibid. Pt. II. Fol. 124b; Pt. III. Fol. 482.

    8 Ibid. Pt. I. Fol. 81b; Pt. I. Fol. 470. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 297b; Pt. VI. Fol. 124, о Шхине и Матроне (Госпоже); Pt. I. Fol. 276a; Сефер ха-Бахир, или Книга Сияния, или Книга Яркости; Pt. II. Fol. 644, о Дочери Царя; и Pt. II. Fol. 100b; Pt. III. Fol. 406, обо всех синонимах.

    9 Ibid. Pt. III. Fol. 5a; Pt. V. Fol. 11.

    10 Ibid. Pt. II. Fol. 257a; Pt. IV. Fol. 290.

    11 Ibid. Pt. I. Fol. 161b; Pt. IV. Fol. 102. В другом месте есть высказывание, которое надо понимать как то, что Каббала в действительности есть Шхина, а Мишна – ее покорная служанка (Ibid. Pt. III. Fol. 297b).

    12 Ibid. Pt. I. Fol. 17b, 18a; Pt. I. Fol. 108.

    13 Ibid. Pt. I. Fol. 278b. Верный Пастырь; Pt. II. Fol. 647. См. также: Ibid. Pt. I. Fol. 241a; Pt. II. Fol. 552.

    14 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 448.

    15 Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 194.

    16 «Она и Бог одно» (Ibid. Pt. II. Fol. 118b; Pt. III. Fol. 456).

    17 См.: Ibid. Pt. II. Fol. 207a; Pt. IV. Fol. 210.

    18 Ibid. Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 502.

    19 Ibid. Pt. I. Fol. 230a; Pt. II. Fol. 508.

    20 Исх., 23: 20.

    21 Zohar. Pt. I. Fol. 232a; Pt. II. Fol. 516. «Пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт., 2: 24) – символ этого Ангела и Шхины в их двусоставной сущности. Милость всегда понимается в мужском аспекте, а строгость или суд – в женском.

    22 Zohar. Pt. I. Fol. 100b; Pt. III. Fol. 406.

    23 Ibid. Pt. III. Fol. 31a; Pt. V. Fol. 84. И в этом плане со всей определенностью указывается, что там, где в Писании использован мужской или женский род, это соответствует истинной природе вещей.

    24 Ibid. Pt. III. Fol. 73b; Pt. V. Fol. 201.

    25 Ibid. Pt. III. Fol. 243b; Pt. V. Fol. 581.

    26 Ibid. Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 501.

    27 Ibid. Обязанность зажигать субботние свечи возложена на женщин, хозяек дома, потому что они служительницы Госпожи-Матроны. Этот акт воспринимается как залог а) долголетия супругов и б) святого потомства обоих, а также в) их личной награды (Ibid. Pt. I. Fol. 48b; Pt. I. Fol. 281).

    28 Ibid. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 174, где еще написано, что вторая Хе есть дитя первой Хе.

    29 Ibid. Pt. I. Fol. 85a; Pt. I. Fol. 489.

    30 Zohar. Pt. I. Fol. 159b; Pt. II. Fol. 227.

    31 Ibid. Pt. I. Fol. 28a; Pt. I. Fol. 177. То есть в сфирах Хохма и Бина, как мы убедились в Книге пятой, § V.

    32 Ibid. Pt. III. Fol. 10b; Pt. V. Fol. 31.

    33 Ibid. Pt. I. Fol. 77b; Pt. V. Fol. 210, 211.

    34 Я написал об этом применительно к Святому Имени в Шхине, но не будем углубляться в эту тему. В позднекаббалистической схеме Божественных Имен, пребывающих в десяти сфирот, Яхве соотносится со сфирой Хохма.

    35 Ibid. Pt. III. Fol. 108a; Pt. V. Fol. 274.

    36 Ibid. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189, 190.

    37 Ibid. Pt. III. Fol. 118b; Pt. V. Fol. 305.

    38 Ibid. Pt. III. Fol. 267b; Pt. VI. Fol. 23.

    39 Ibid. Pt. III. Fol. 230a; Pt. V. Fol. 570.

    40 Ibid. Pt. I. Fol. 90a; Pt. I. Fol. 511, 512. В другом месте это Божественное Имя имеет точки огласовки имени Адонай.

    41 Речь идет о периоде, предсказанном в Зогаре, когда Вав поднимет Хе.

    42 Это чревато великой путаницей, в чем нередко повинен сам текст. Как мы видели по Идрам, Сын, или Вав, проницает три мира, которые ниже мира Ацилут, а Хе также именуется Срединным Столпом; но Он в брачном союзе с Хе второй, или Невестой. Я говорю в настоящем времени, но так было в период совершенствования проявленного мира. Сейчас они в разлуке, поскольку Хе низверглась на землю – то есть в Малкут – и ожидает, когда ее вознесет от земли Вав. Нигде не сказано, что Вав также пал, но, поскольку метод и терминология, избранные для иллюстрирования всей конструкции, взяты из символического строя мифа о Рае, Вав, разумеется, тоже вовлечен в перипетии Хе, как Адам в катастрофу Евы. Развязанное зло затронуло и ее – как говорится в одном месте в Зогаре. Весь рассказ – это аллегория мужчины и женщины, вовлеченных фатальным созиданием Тайны пола, но намеревающихся избыть преступление, положив на это жизнь.

    43 Это выводится из одного-единственного высказывания, где говорится, что Шхина в своем восхождении возносит десять сфирот, из чего логически следует, что место, куда она возносит их, выше Кетер, а выше Кетер только Эйн-Соф по концепции Древа сфирот (см.: Ibid. Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 149), где читаем, что, когда она восходит к Богу, она понуждает все десять сфирот восходить вместе с ней.

    44 Ibid. Pt. I. Fol. 241a; Pt. II. Fol. 552.

    45 Ibid. Pt. I. Fol. 241b; Pt. II. Fol. 555.

    46 Ibid. Pt. II. Fol. 158a; Pt. IV. Fol. 94.

    47 Это вновь приводит к путанице, поскольку мы видели, что голова Сына в Даат. Я, впрочем, не берусь согласовывать бесчисленные противоречащие друг другу положения. Наша цель – изучить основную направленность символики, а грубые противоречия – когда они говорят сами за себя – сами за себя и отвечают.

    48 Zohar. Pt. III. Fol. 262a; Pt. VI. Fol. 12. Что касается числа 50, в другом месте относимого к Шхине, необходимо заметить, что юбилейный год, наступающий через каждые 49 лет, относится к Божественной Матери в сфире Бина, как Субботний год, наступающий через каждые 6 лет, соотносится с Матерью внизу – то есть Шхиной в манифестации, в силу чего число на земле – 7 (см.: Ibid. Pt. I. Fol. 108b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 274).

    49 Ibid. Pt. III. Fol. 262b; Pt. VI. Fol. 13.

    50 То есть по общепринятой диаграмме Древа сфирот, где левая и правая сторона изображены с позиции наблюдателя.

    51 Ibid. Pt. III. Fol. 275b; Pt. VI. Fol. 44. Но это по отношению к наблюдателю, как в случае, когда на него смотрят два Лица Идр. См.: Книга пятая. § V.

    52 Ibid. Pt. III. Fol. 108b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 274.

    53 Ibid. Pt. II. Fol. 164b; Pt. IV. Fol. 108.

    54 Ibid. Pt. II. Fol. 165a; Pt. IV. Fol. 109.

    55 Ibid. Pt. I. Fol. 25b; Pt. IV. Fol. 160.

    56 Потому что она, несомненно, присутствует в вещах, соединенных в ней; потому что, поскольку она репрезентирует пол в его трансцендентном аспекте, она сочетает в себе мужское и женское начала; и потому что, как мы видели, в Высшем Мире нет различия между ней и Святым Благословенным.

    57 Притч., 31: 26. По контексту речь идет о благочестивой женщине, и таким образом подчеркивается женский аспект Шхины. Я думаю, в этой связи не следует забывать, что в физическом порядке только женщина зачинает, вынашивает и выращивает особей и мужского и женского пола, что, несомненно, не упускали из виду мудрецы Зогара.

    58 Вместе с тем этот ход мысли совершенно произволен, неоснователен и фантастичен. Не подлежит сомнению, что в нормальной схеме в Хохме Йод, а не Хе: этому есть достаточно подтверждений, в чем мы уже убедились. Ср. Собрание Скинии (Zohar. Pt. II. Fol. 123b; Pt. III. Fol. 478).

    59 Ibid. Pt. I. Fol. 145a; Pt. II. Fol. 171.

    60 Ibid. Pt. I. Fol. 145a; Pt. II. Fol. 171.

    61 В другом месте сказано, что Скиния и есть Шхина (Ibid. Pt. III. Fol. 114; Pt. V. Fol. 285).

    62 Ibid. Pt. I. Fol. 263a. Тайны Закона; Pt. II. Fol. 620. Это все та же простая проблема оборачивания схемы Древа сфирот; надо ее мысленно перевернуть и представить визуально расположение сфирот, о чем говорилось выше.

    63 Ibid. Pt. III. Fol. 77b; Pt. V. Fol. 212. У нее, как мы уже говорили, много имен, – иногда ее называют просто ангелом Яхве, а иногда даже Яхве (Ibid. Pt. I. Fol. 113b; Pt. II. Fol. 58).

    64 Zohar. Pt. III. Fol. 103b; Pt. V. Fol. 262.

    65 Ibid. Pt. II. Fol. 159a. Верный Пастырь; Pt. IV. Fol. 96. Шхину также репрезентирует начальная буква слова «Суббота», но это, насколько я могу судить, Шхина внизу в силу того, что выше говорилось о Субботнем годе.

    66 Это исключительно важное высказывание, оно приводится в Верном Пастыре (Ibid. Pt. III. Fol. 243a; Pt. V. Fol. 581). В нем со всей определенностью подтверждается предположение, сделанное мной по поводу символического смысла Белой Головы в Книге Тайны и в Великой и Малой Идрах. Там нет аспекта проявленного Божества, в котором мужское наличествует без женского, но всякое различие прекращается в Эйн-Соф, о котором ничего нельзя утверждать, кроме того, что оно являет себя в Кетер.

    67 Ibid. Pt. III. Fol. 10b; Pt. V. Fol. 31.

    68 Ibid. Мы уже знаем, что Метатрон – это одеяние Шаддай, но это Божественное Имя наряду с именами Адонай, Элохим и Шхина явно взаимозаменяемо. См.: Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571, о Метатроне, откуда явствует, что они столь тесно связаны по той причине, что у всех них одно число.

    69 Ibid. Pt. I. Fol. 22a; Pt. I. Fol. 136–138. Однако сказано еще, что она объект таинств, связанных с деяниями творения (Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571).

    70 Эта символика уравновешивается другой, согласно которой Шхина сопровождала человека в изгнании, когда Адам и Ева были изгнаны из Сада, как мы это сейчас увидим.

    71 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 448.

    72 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84, 85.

    73 Ibid. Pt. I. Fol. 22b; Pt. I. Fol. 137. В качестве скриптуральной опоры служит стих из Ис., 50: 1: «Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша».

    74 Zohar. Pt. I. Fol. 256b; Pt. II. Fol. 603; Pt. III. Fol. 109a; Pt. V. Fol. 275; Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 149. Иногда это проблема проникновения в глубины и высоты Божественного Единства. Иногда это та же концепция, символизируемая приношением женщиной всех своих членов и всех частей своей личности, соответствующих членам и частям мужской стороны.

    75 Ibid. Pt. I. Fol. 254b; Pt. II. Fol. 600. Эта мысль выражена в довольно любопытной форме, именно: что мир не мог существовать до тех пор, пока Хе последняя не отделилась от остальных трех букв Божественного Имени и не спустилась на землю. Опорным текстом из Писания, по-видимому, служит Пс., 89: 2: «Ибо говорю: навек будет основана милость», что в Зогаре передано как: «Мир будет основан на милости». Ср. Вульгату: «In aeternum misericordia aedificabitur in coelis» (Пс., 88: 3) (Русская синодальная Библия: «Ибо говорю: навек основана милость» (Пс., 88: 3). – Пер.).

    76 Zohar. Pt. II. Fol. 9a, b; Pt. III. Fol. 39.

    77 Zohar. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84.

    78 Ibid. Ср.: Втор., 30: 3: «Господь Бог Твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобой».

    79 Zohar. Pt. II. Fol. 9b; Pt. III. Fol. 40.

    80 Ibid. Pt. II. Fol. 114b; Pt. III. Fol. 442.

    81 Ibid. Pt. III. Fol. 74a; Pt. V. Fol. 202. Она опустилась под тяжестью грехов Израиля (Ibid. Pt. I. Fol. 28a; Pt. V. Fol. 79).

    82 Ibid. Pt. III. Fol. 75a; Pt. V. Fol. 204.

    83 Ibid. Pt. III. Fol. 155a, b; Pt. V. Fol. 397.

    84 Ibid. Pt. I. Fol. 237a; Pt. II. Fol. 535, 536. Как написано: «Господи Боже наш (Яхве Элохим)! Другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое» – или в изложении Зогара: «Но только благодаря Тебе мы помним Твое Имя» (Ис., 26: 13). В этом стихе, как принято считать, сформулирована высочайшая Тайна Веры. Яхве Элохим есть источник высших тайн, и, когда Израиль достигнет уровня совершенства, он не будет делать различие между Яхве и Элохейну. Даже в мыслях запрещено разделять эти Имена. Однако сейчас это разделение имеет место в силу претерпеваемых Израилем страданий и потому, что он отлучен от Бога (Ibid. Pt. II. Fol. 9a, b; Pt. III. Fol. 38–40).

    85 Ibid. Pt. III. Fol. 223a; Pt. V. Fol. 563.

    86 Ibid. Pt. II. Fol. 94b; Pt. V. Fol. 378.

    87 Ibid. Pt. II. Fol. 116b; Pt. III. Fol. 450.

    * Царствующая над ангелами (лат.).

    * Ibid. Pt. III. Fol. 118b; Pt. III. Fol. 456.

    * Ibid. Pt. III. Fol. 197a; Pt. V. Fol. 508.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 236a; Pt. II. Fol. 530–531.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 252a; Pt. II. Fol. 593.

    * Ibid. Pt. III. Fol. 109a; Pt. V. Fol. 276.

    * Ibid.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 75b; Pt. V. Fol. 205. Очевидно, конечно, что Шхина как Царская Дочь не впадала в грех и потому ее изгнание добровольное – она наделена возможностью, или уполномочена сделать это, как сказано в пассаже. Однако то, прообразом чего она является, а именно воплотившейся женственностью, – ex hypothesi – пало, и с ней пал сын, это воплощенное мужество.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 191b; Pt. I. Fol. 353.

    * «Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (лат.). Этот стих из Ин., 1: 29 отсылает к Ис., 53: 4.

    96 Zohar. Fol. 93a; Pt. II. Fol. 529.

    97 Ibid. Pt. II. Fol. 105a; Pt. I. Fol. 27.

    98 Ibid. Pt. II. Fol. 111b; Pt. II. Fol. 50.

    99 Быт., 14: 14.

    100 Zohar. Pt. I. Fol. 112b; Pt. II. Fol. 55.

    101 Ibid. Pt. I. Fol. 144b; Pt. II. Fol. 168.

    102 Ibid. Pt. I. Fol. 144b; Pt. II. Fol. 168.

    103 Zohar. Pt. I. Fol. 148b; Pt. II. Fol. 186.

    * «И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный» (Быт., 35: 14).

    104 Zohar. Pt. I. Fol. 153b; Pt. II. Fol. 203.

    105 Ibid. Pt. I. Fol. 157b; Pt. II. Fol. 216.

    106 Ibid. Pt. I. Fol. 175b; Pt. II. Fol. 298.

    107 Ibid. Pt. I. Fol. 197a, b; Pt. II. Fol. 381, 382.

    108 Ibid. Pt. II. Fol. 4b; Pt. III. Fol. 15.

    109 Ibid. Pt. I. Fol. 184a; Pt. II. Fol. 327.

    110 Ibid. Pt. I. Fol. 67b, 68a; Pt. I. Fol. 400.

    111 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 83.

    112 Ibid. Pt. I. Fol. 11b; Pt. III. Fol. 49.

    113 Ibid. Pt. I. Fol. 21b, 88a; Pt. I. Fol. 133–135. Я делаю весьма беглый обзор всей темы, что может показаться широкому читателю набором галиматьи. Тот факт, что кости Иакова были погребены в Палестине, означает, что они принадлежали «небесным сущностям»: с костями же Иосифа дело обстояло совсем по-другому, и он продолжал считаться приобщенным земле. Кости – символ ангельских сонмов, и их только следовало ввести в Палестину. Сыны Учения не знали, что тело сановника столь высокого ранга, как Иосиф, будет забальзамировано. Есть еще более загадочное высказывание, оно звучит буквально так: «Моисей сожительствовал со Шхиной, символизируемой Луной, до тех пор, пока дух пребывал в его теле, и подчинял ее всем своим желаниям» (Ibid. Pt. I. Fol. 221a; Pt. I. Fol. 134). После смерти он взошел на уровень Юбилея, то есть, как мы знаем, на уровень Бины, а Шхина в трансцендентном аспекте пребывает там же. Та же, что была супругой Моисея, – это Шхина в аспекте манифестации, и еще сказано, что после его смерти она вернулась к Иакову. Со всем этим ср. Книгу восьмую, § VI, где говорится о том, что Моисею не удалось открыть Пятидесятые Врата Понимания, потому что он перестал жить со своей женой.

    114 Ibid. Pt. I. Fol. 234b; Pt. II. Fol. 523.

    115 См. трактат Шаббат.

    116 Ibid. Pt. II. Fol. 145a; Pt. IV. Fol. 59.

    117 Ibid. Pt. II. Fol. 22b; Pt. III. Fol. 115.

    118 Ibid. Pt. III. Fol. 191b; Pt. V. Fol. 499.

    119 Ibid. Pt. I. Fol. 176b; Pt. II. Fol. 293.

    120 Ibid. Pt. II. Fol. 143a; Pt. IV. Fol. 54.

    121 Исх., 40: 34, 35.

    122 Zohar. Pt. I. Fol. 76b; Pt. II. Fol. 204.

    123 Ibid. Pt. I. Fol. 239a; Pt. II. Fol. 545.

    124 Ibid. Pt. III. Fol. 114a; Pt. V. Fol. 285.

    125 Ibid. Pt. I. Fol. 101b; Pt. II. Fol. 11.

    126 Ibid. Pt. III. Fol. 114a; Pt. V. Fol. 285.

    127 Ibid. Pt. II. Fol. 16b; Pt. III. Fol. 76.

    128 Ibid. Pt. III. Fol. 161b; Pt. V. Fol. 416.

    129 Zohar. Pt. III. Fol. 116a; Pt. III. Fol. 447.

    130 Ibid. Pt. III. Fol. 164a; Pt. IV. Fol. 107; Pt. III. Fol. 74b; Pt. V. Fol. 203.

    131 Ср. Вульгату: «Ecce videntes clamabunt fores, angeli pacesamare flebunt». Английская авторизованная Библия (как и Русская синодальная Библия. – Пер.): «Вот, сильные их кричат [на улицах]; послы мира горько плачут». Английская ревизованная версия не расходится с этим текстом.

    132 Ibid. Pt. I. Fol. 203a; Pt. II. Fol. 407; Pt. I. Fol. 182a; Pt. II. Fol. 319.

    133 Ibid.

    134 Ис., 13: 10.

    135 Первый Храм был разрушен по причине угасания света в нем, Второй же, судя по Зогару, и вовсе не имел света (Zohar. Pt. II. Fol. 95b; Pt. IV. Fol. 150).

    136 Ibid. Pt. III. Fol. 115b; Pt. V. Fol. 297.

    137 Ibid. Pt. III. Fol. 34a; Pt. V. Fol. 89.

    138 Ibid. Pt. III. Fol. 37b; Pt. V. Fol. 102.

    139 Ibid. Pt. I. Fol. 25a; Pt. I. Fol. 154.

    * Когда один из законоучителей говорит в отчаянии (лат.).

    140 Ibid. Pt. I. Fol. 26a; Pt. I. Fol. 164.

    141 Ibid. Fol. 255a; Pt. II. Fol. 601.

    142 Ibid. Pt. II. Fol. 189b; Pt. IV. Fol. 175.

    143 Пс., 23: 1.

    144 Zohar. Pt. I. Fol. 67a; Pt. I. Fol. 395, 396.

    145 Ibid. Pt. I. Fol. 84b; Pt. I. Fol. 488.

    146 Ibid.

    147 Ibid. Pt. I. Fol. 166a; Pt. II. Fol. 251.

    148 Ibid. Pt. I. Fol. 227b; Pt. II. Fol. 497.

    149 Ibid. Pt. I. Fol. 231a; Pt. II. Fol. 516.

    150 Ibid. Pt. I. Fol. 57b; Pt. I. Fol. 333.

    151 Ibid.

    152 Ibid. Pt. I. Fol. 68b; Pt. I. Fol. 406.

    153 Ibid.

    154 Ibid. Pt. III. Fol. 126a; Pt. V. Fol. 324.

    155 Ibid. Pt. I. Fol. 61a; Pt. I. Fol. 358.

    156 Ibid. Pt. II. Fol. 160b; Pt. IV. Fol. 99.

    157 Ibid. Pt. I. Fol. 61a; Pt. I. Fol. 357.

    158 Ibid. Pt. III. Fol. 173b; Pt. V. Fol. 451.

    159 Ibid. Pt. II. Fol. 216b; Pt. IV. Fol. 229.

    160 Ibid. Pt. II. Fol. 222a; Pt. IV. Fol. 242.

    161 Ibid. Pt. II. Fol. 69b; Pt. III. Fol. 308, 309; Ис., 2: 2, 3.

    162 Zohar. Pt. I. Appendix III. Сокровенный Мидраш; Pt. I. Fol. 714.

    163 Ibid. Pt. III. Fol. 257a; Pt. V. Fol. 597.

    164 Ibid. Pt. I. Fol. 23a; Pt. I. Fol. 143.

    165 Zohar. Pt. I. Fol. 23a, b; De Pauly. Pt. I. Fol. 143.

    166 Ibid. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 174.

    167 Быт., 2: 18.

    * Переворот (фр.).

    * Zohar. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 174.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 27b, 28a; Pt. I. Fol. 175.

    * Мы уже имели случай продемонстрировать, как смысл темноты и неопределенности чередуется со смыслом света. Последователям рабби Шимона было далеко до их учителя, который, очевидно, хранил в тайне ключ вещей Уильяма Постеля от Сотворения мира. Их скорее можно уподобить второму кругу братьев Розового Креста, которые, как о них говорили, сомневались, ведомы ли им все вещи. По их собственным высказываниям ясно, что они были лишены понимания всех вещей.

    * Ibid. Pt. II. Fol. 161b; Pt. IV. Fol. 102.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 148, 149.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 279b, 280a; Pt. II. Fol. 648.

    * Ibid. Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 148.

    * Невольно напрашивающиеся христианские интерпретации дело другое, и я уже имел не один случай привести примеры подобной рефлексии.

    * Я сказал, возникает сам собой, но вовсе не хотел сказать, будто таким образом нам удастся восполнить Христианскую Троицу в Каббале. Читатели, следовавшие за мной на путях нашего исследования вплоть до этого момента, едва ли найдут основания для сравнения Тех, Кто пребывает в Сфиротических высших сферах, с Отцом, Сыном и Святым Духом в Небесах святого Фомы Аквинского или иных Отцов католической церкви.

    * По Символу Веры православной церкви Святой Дух исходит от Отца; в католическом Символе от Отца и Сына (filioque).

    177 Пс., 51: 11.

    178 Ис., 63: 10.

    179 Там же, 63: 14.

    * Русская синодальная Библия: «Дух Господень вел их к покою» (Ис., 63: 14).

    180 Числ., 11: 29. Пятикнижие Моисеево с дословным русским перводом О.Л. Штейнберга: «О, если бы весь народ был пророками, лишь бы возложил Господь Дух Свой на них». Русская синодальная Библия: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы возложил Господь Дух Свой на них!»

    181 Числ., 11: 26.

    182 Там же, 26: 18. (Ссылка, очевидно, ошибочная. Близкий по смыслу стих встречается в Иис. Нав., 6: 26: «Господь был с Иисусом». – Пер.)

    183 Втор., 2: 30. (Данный стих читается: «Но не согласился Сихон, Царь Есевонский, дать нам проход у себя, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сделал сердце его упрямым, дабы передать в руку твою, как бывает это ныне». – Пер.)

    184 1 Пар., 2: 18.

    185 Там же, 28: 12. Русская синодальная Библия: «Чертеж всего, что было у него на душе».

    186 Иов., 26: 13.

    187 Пс., 103: 30.

    188 Ис., 32: 15.

    189 Там же, 48: 16.

    190 Там же, 61: 1.

    191 Иез., 3: 12.

    192 Зах., 7: 12.

    193 «А дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк., 12: 7). Английская авторизованная версия: «А дух возвращается». Ср. Вульгату: «Et spiritus redeat ad Deum, qui dedit illum». Русская синодальная Библия: «А дух возвратился к Богу, Который дал его».

    194 Zohar. Pt. II. Fol. 97b; Pt. III. Fol. 390.

    195 Ibid. Pt. III. Fol. 14b; Pt. V. Fol. 42.

    196 Ibid. Pt. III. Fol. 26a; Pt. V. Fol. 73, 74.

    197 Ibid. Pt. III. Fol. 26a; Pt. V. Fol. 73, 74.

    198 Ibid. Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 149.

    199 Ibid. Pt. I. Fol. 256a; Pt. II. Fol. 604.

    200 Ibid. Pt. II. Fol. 269a; Pt. IV. Fol. 303. Могу добавить, что, когда Иосиф увидел Вениамина с остальными братьями, как повествуется в Быт., 43: 16, по Зогару он распознал Святым Духом: а) что Вениамин будет иметь удел в Святой земле, и б) что Шхина пребудет там. Имеет ли это следствием тождество или оппозицию, утверждать трудно (см.: Zohar. Pt. I. Fol. 202b; Pt. II. Fol. 405).

    * Целиком (лат.).

    201 Ibid. Pt. II. Fol. 53b, 54a; Pt. III. Fol. 241, 242.

    202 Ibid. Pt. I. Fol. 157a; Pt. II. Fol. 216.

    203 Ibid. Pt. II. Fol. 13b; Pt. III. Fol. 61.

    204 Ibid. Pt. II. Fol. 179b; Pt. IV. Fol. 149, 150.

    205 Ibid. Pt. III. Fol. 219a; Pt. V. Fol. 555.

    206 ПК! = Это как противоположность тЪп или К1П = То, понимаемое как находящееся на злой стороне. В Зогаре приводятся пассажи из Писания.

    207 Ibid. Pt. I. Fol. 228a; Pt. II. Fol. 498.

    208 Числ., 24: 2.

    209 Это даже больше, чем просто равенство.

    210 Zohar. Pt. III. Fol. 275b; Pt. VI. Fol. 47.

    211 Ibid.; см.: Есф., 5: 1.

    212 Zohar. Pt. III. Fol. 77b; Pt. V. Fol. 210, 211.

    213 Этот пассаж исключительно важен для моего исследования, хотя надо признать, что он крайне запутан. Правильнее всего, вероятно, толковать его в том смысле, что в результате распространения Вав через миры под Ацилут голова Сына в Даат, как мы это знаем из других мест в Зогаре, а его Невесты и Сестры в Хесед, которая, однако, находится на мужской стороне Древа. Я не притязаю на исчерпывающее объяснение того, каким образом нисхождение Сына и Дочери образовало Хе последнюю, поскольку Вав отделен от Хе. Но этого мы уже касались в предыдущем примечании.

    214 Zohar. Pt. I. Fol. 166a; Pt. II. Fol. 250.

    215 Ibid. Pt. II. Fol. 128b; Pt. IV. Fol. 11.

    216 Ibid.

    217 Ibid. Pt. I. Fol. 88b; Pt. I. Fol. 509.

    218 Песн., 7: 10.

    219 Zohar. Pt. I. Fol. 181a; Pt. II. Fol. 315.

    220 Ibid. Pt. I. Fol. 181a; Pt. II. Fol. 315.

    221 Ibid. Pt. II. Fol. 140b; Pt. IV. Fol. 45.

    222 Ibid.

    223 Ibid. Pt. II. Fol. 86b; Pt. III. Fol. 355. См. также: Ис., 57: 15.

    224 Zohar. Pt. III. Fol. 66b; Pt. V. Fol. 182. Это время, когда Святой Царь соединяется с Матроной.

    225 Ibid. Pt. III. Fol. 145b; Pt. V. Fol. 375.

    226 Ibid. Pt. II. Fol. 60b; Pt. III. Fol. 268, 269.

    227 Притч., 6: 22.

    228 Zohar. Pt. I. Fol. 175b; Pt. II. Fol. 290.

    229 Ibid. Pt. I. Fol. 184a; Pt. II. Fol. 327.

    230 Ibid. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 173.

    231 Вообще, сама идея почерпнута из Талмуда, где приводится множество случаев из этой области, но в Зогаре высказывания на сей счет следует возводить в духовный план, как и тему оскорбления Шхины, которая, как известно, является сестрой всех людей. С любой современной точки зрения и обычаев нашего времени подобная символика, прямо скажем, неудачна и смутительна; но я думаю, Сыны Учения, буде им пришлось отвечать на подобный вопрос, ответствовали бы с Джералдом Массеем, что Природа не стыдится своих эмблем.

    232 Ibid. Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 501.

    233 Ibid. Pt. I. Fol. 94a; Pt. I. Fol. 536.

    234 Ibid. Pt. I. Fol. 94a; Pt. I. Fol. 537.

    235 Ibid. Pt. III. Fol. 75a, b; Pt. V. Fol. 205.

    236 Ibid. Pt. III. Fol. 28a; Pt. V. Fol. 79.

    237 Ibid. Pt. I. Fol. 28a; Pt. I. Fol. 178.

    238 Быт., 2: 23. Столь странная интерпретация этого текста как бы приоткрывает нам вход в бескрайние земли Тайной Доктрины.

    239 Zohar. Fol. 66b; Pt. I. Fol. 391.

    240 Быт., 2: 23.

    241 Там же, 27: 27.

    242 Екк., 5: 9. В Английской авторизованной версии читаем: «The King is served by the field». Ср. Вульгату: «Et insuper universa terrae rex imperat serventi», а в версии Douay: «Moreover there is the King that reigneth over all the land subject to him». Русская синодальная Библия: «Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» (Екк., 5: 8).

    243 Zohar. Pt. I. Fol. 122a; Pt. II. Fol. 91, 92.

    244 Ibid. Pt. II. Fol. 143b; Pt. IV. Fol. 55. Мысль, очевидно, подкрепляется стихом из 3 Цар., 8: 11: Русская синодальная Библия здесь сходится с Английской авторизованной версией: «И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень».

    245 Zohar. Pt. II. Fol. 144b; De Pauly. Pt. IV. Fol. 55, 56. Прошу понять, что, хотя я не перевожу этот текст буквально, смысл передан верно. Читатели вместе со мной должны признать, что при всех различиях школ и логики их символических систем вся суфийская образная система на тему Возлюбленного и Возлюбленной (Друга и Подруги) полностью принадлежит символике Шхины и со всеми ее украшениями взята из Тайной Доктрины Израиля вместе с положениями о Матроне и Табуне.

    246 Это вопрос интеграции в зогарический закон соответствий.

    247 Ibid. Pt. I. Fol. 23a; Pt. I. Fol. 140.

    248 Ibid. Pt. II. Fol. 40b; Pt. III. Fol. 189.

    249 Ibid. Pt. II. Fol. 60b; Pt. III. Fol. 268, 269.

    250 Ibid. Pt. II. Fol. 82a; Pt. I. Fol. 473.

    251 Ibid. Pt. II. Fol. 16b; Pt. II. Fol. 99.

    252 Ibid. Pt. II. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 292.

    253 Ibid.

    254 Впрочем, припоминаю одно исключение. Это дочь хозяина постоялого двора, присутствовавшая во время беседы, когда ее муж демонстрировал познания в Тайном Учении перед посвященными (Ibid. Pt. II. Fol. 166a; Pt. IV. Fol. 111).

    255 Ibid. Pt. I. Fol. 49b; Pt. I. Fol. 289.

    256 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 289.

    Категория: Статьи | Просмотров: 897 | Добавил: libier | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Обучение эзотерике
    Рассылки Subscribe.Ru
    Эзотерический вестник Александра Либиэра
    Подписаться письмом
    Поиск
    Категории раздела
    Видео [133]
    Видео-практики и семинары [281]
    Музыка. [1771]
    Вебинары. [31]
    Аудио-книги. [364]
    Аудио-практики. [127]
    Статьи [1132]
    Текстовые архивы. [1756]
    Программы для развития/софт. [18]
    Фотоподборки. [7]
    Календарь
    «  Июль 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Радио
    Курс биоэнергетики
    Курс астрологии
    Лёгкие заработки
    Заработок
    Бесплатная раскрутка, накрутка, продвижение в социальных сетях - SMOFast 2.0
    Реферальные банеры
    CashTaller.RU
    WMRFast - лучшее место для заработка
    Раскрутка

    Бесплатный автосерфинг


    ...
    RotaPost - Эффективная реклама в блогах



    ...
    покупка вечных ссылок
    Фото дня
    Copyright Libier © 2024