Школа Александра Либиэра
Меню сайта
Начальные курсы
Углубленные курсы
Основные разделы
Психотехнологии
Рейтинги
Проверка тиц pr Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Помощь Школе
Друзья сайта
  • Заметки эзотерика
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Какой начальный обучающий курс вас интересует больше всего?
    Всего ответов: 52
    Чат
    Главная » 2014 » Июнь » 27 » А.Э.Уэйт. Моисей, Законодатель.
    17:45
    А.Э.Уэйт. Моисей, Законодатель.

    А.Э.Уэйт. Моисей, Законодатель.

    Если вам нужна квартира на сутки недорого, то мы можем помочь вам. Для этого пройдите по ссылке, чтобы узнать больше.

    Библейский рассказ о Моисее завершается таинственно, потому что тот, «которого Господь знал лицем к лицу»1, умер во Господе, взойдя «на гору Нево, на вершину Фасги»* и Им же был погребен, «и никто не знает места погребения его даже до сего дня»2. Однако, по Зогару, таинственно и начало этой истории, потому что уже само зачатие того, о котором сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей»3, необычно, и ничего подобного не было среди людей ни до, ни после него. О характере этого необычного зачатия мы будем говорить в другой части этого раздела. Здесь же я только замечу, что его родители – «некто из племени Левиина»4 и «жена из того же племени»5 – вознеслись сердцами к Той, Кого именуют Шхиной, второй Божественной Ипостасью, в то самое время, когда, как сказано, «жена зачала, и родила сына»6. Следствием этого было то, что Шхина возлежала на брачном ложе его родителей7. А потому он родился «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога»8; и со дня рождения Шхина никогда не покидала его9. Сказано далее, что он вознесся в ту область, где она простирает свои крылья10, как написано: «И понесся на крыльях ветра»11. О Законодателе говорится как о первом человеке, достигшем совершенства, последним же будет Мессия12; однако с точки зрения зогарической Каббалы есть основания – например, история Авраама – пересмотреть это утверждение, в силу чего в другом месте говорится, что он был совершенен не во всем, и в качестве доказательства указывается, что он не жил со своей женой13. В Пятикнижии никаких данных на сей счет нет, но есть талмудическая традиция, считающая, что они прекратили супружеские отношения, что, по-видимому, строится на достаточно вольном трактовании того факта, что ни Сепфора, ни оба его сына, Гирсам и Елиезер, не упоминаются в Книге Исхода и в других книгах Писания после того, как тесть Моисея Иофор привел их к нему «в пустыню, где он расположился станом у горы Божией»14. В другом месте говорится, что Законодатель достиг ступени Бины, но не Хохмы15; другими словами, он не открыл Пятидесятых Врат Понимания, которые выводят на путь Далет, ведущий из Бины в Хохму на Древе сфирот.

    Вместе с тем трудно судить о земном супружестве Моисея по Зогару, поскольку в другом месте мы читаем, что он прекратил отношения с Сепфорой по указанию Бога, дабы вступить в Божественный свет Шхины16, почему в другом месте устами рабби Шимона говорится, что приписывать Моисею детей, в известном смысле, ниже его достоинства, поскольку он вступал в духовные браки17. Это проблема Тайны Веры и случай из ряда вон выходящий, противоречащий устойчивым ценностям Зогара, для которого дети по плоти неотъемлемое условие причастности славы Второй Ипостаси, олицетворяющей духовные браки на небесах. Здесь уместно заметить, что Тайна Веры, по французскому переводу, заключается «в единстве Бога с Женщиной, которую Он оплодотворяет, по образу соединения мужчины и женщины». Это, несомненно, так, но все же это лишь часть Тайны, вернее даже, ее доктринальный аспект, а то, что из него вытекает, является практической стороной, освещение которой мы имеем во многих местах текста, хотя в развернутом и законченном виде его нигде нет. Выявление ее реальной природы и составляет, собственно, цель нашего исследования. Чтобы подвести черту под проблемой браков Моисея, напомним, что был момент, когда Бог сказал Моисею: «Полно тебе» (в смысле достаточно с тебя и того, что имеешь. – Пер.)18; Зогар поясняет, что речь здесь идет о связи пророка со Шхиной19, с которой он воистину был ближе, чем руки и ноги, так как, насколько мы видели, он не расставался с ней еще до своего появления на этом свете. Не было у него и ангела-хранителя, и ни один вестник с неба не являлся ему – никто, кроме Самого Бога20, поскольку Бог и Его Присутствие (Шхина) – одно. Он представляет мужское начало21, хотя в союзе со Шхиной он был светом луны, так как луна его символ, поскольку, несмотря на то что она и Бог одно, как я уже говорил, она сияет в свете Вечного Солнца Суда, тем более в своем проявлении внизу или в деле своего попечения о чадах человеческих. Моисеем человечество обрело спасение в этом мире, так как он сообщает животворящую силу Древа Жизни. Не согреши Израиль, этот дух навеки сохранился бы в Израиле22.

    Не было более верного слуги, чем Моисей, почему в тайной традиции он и зовется Верным Пастырем. Он знал все небесные степени, и ему никогда не было ведомо искушение приобщиться к какой-нибудь, кроме Высшей23. Преданность его была большей, чем Иезекииля, поскольку последний разгласил якобы все о сокровищах Царя24. Впрочем, это высказывание в Зогаре не раскрывается25, хотя, насколько я понимаю, здесь имеется в виду то, что в Каббале называется Деянием Колесницы*, то есть видение пророка из Книги Пророка Иезекииля, и, как мне кажется, именно за это поздний пророк мог, по мнению авторов Зогара, нуждаться в оправдании. Заслуга же Моисея в том и состояла, что он не разглашал Тайный Закон всем, а передал его только избранным26, а обнародовал он Экзотерический Закон, не содержащий Тайны Веры. В этом смысле его называют старшим сыном Адама27, а основание – трудно переводимое: quia verenda patris sui oper-averat. То есть сохранение Тайны.

    Теперь перехожу к собственно обнародованию Закона. По-видимому, Моисей поднялся на гору Синай облаченный в одеяние Шхины, чем и было облако, в которое он вошел и при помощи которого он смог взойти на гору28. Цель Закона была в том, чтобы ввести человека под власть Древа Жизни29; это означает, что в нем не должно было быть никаких тайн, – Закон в этом аспекте есть Супруга Божия, иначе, Сама Шхина или истолкованная Тайна Веры. Это та самая Тайна, суть которой в созерцании лица Шхины, в позиции лицом к лицу, очами к очам30. Если бы такая цель была достигнута, не было бы нужды в разделении на Устный и Письменный Закон, и вопрос тогда один: что же произошло, что воспоследовал иной порядок, воспрепятствовавший осуществлению Промысла Божьего? По утверждению Зогара, нарушение имело место в народе Израиля у подножия горы Синай31, причем это настойчиво повторяется столь часто и в таких устойчивых выражениях, когда речь заходит об этом предполагаемом событии, что невольно возникает ощущение, что эта проблема затрагивает нечто принципиально важное, некий нераскрываемый принцип Тайной Доктрины. Сказано, что Израиль вновь приобщился к Древу Жизни, вследствие чего он стал видеть сияния небесной славы и постиг их светы; он испытал несказанную радость, наполнившую сердца тех, кто жаждал познать и понять Высшие Тайны. Народ был облачен Святым Благословенным в панцирь из букв Его Святого Имени, который защищал Адама и Еву до грехопадения. Змей отныне не мог касаться Израиля, и, как сказано, он исчез из мира. Мы должны все это понимать как рефлексию на Божий Замысел в его единении с согласием-заветом со стороны народа: «Все, что сказал Господь, исполним»32. Они были омыты и освящены. Идти дальше этого неразумно, и я удивляюсь, как Зогар, являющийся по своей сути комментарием, мог постулировать такое вознесение Израиля, опираясь, не важно, на текст или на то, что из всего этого воспоследовало33. Ведь нельзя забывать, что во время отсутствия Моисея народ, будучи в неведении относительно того, что с ним произошло, но и – ex hypothesi – не имея никаких внешних искушений, стал поклоняться золотому тельцу; отчего вновь установился порядок былого беззакония и, как я полагаю, змей вернулся. Мало того, надо понять, что мятежный праздник, устроенный в честь идолопоклоннического жертвоприношения, означал всеобщую оргию, то есть свальный грех, вследствие чего та, что осеняла святостью Тайну пола, была отнята у народа, и Израиль лишился ее тайного покровительства. Поэтому, когда Моисей спустился с горы со Скрижалями Закона, он разбил их в присутствии народа, потому что, как сказано в Писании, он «воспламенился гневом»34; но в Зогаре это осмысляется иначе. По Зогару, первые Скрижали несли освобождение всем35, что понимается как отделение от змея, который назван «концом всякой плоти»36. Эти скрижали были первоначально вырезаны из цельного блока сапфира, но Бог дохнул на них, и драгоценный камень разделился на две половины37. Они были созданы еще до Сотворения мира из сгустившейся священной росы, которая, как сказано, выпадала в Саду Яблок38. Текст на Скрижалях был высечен на обеих сторонах, и их символом были хлеба предложения. В другом месте в Зогаре написано, что письмена, вырезанные на скрижалях, были подобны черному огню на белом огне40, а в другом месте сказано, что камни были прозрачными41: начертанное на передней или лицевой стороне читалось с обратной, или задней, стороны, а начертанное с обратной, или задней, стороны читалось с передней, или лицевой42, что, несомненно, является аллюзией на взаимодействие письменного и устного Закона. Скрижали были даны Моисею в Субботу. В Писании говорится, что Моисей «бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой»43, а в Зогаре поясняется, что это произошло по той причине, что буквы улетели44, читай: на них не осталось письмен, в чем, возможно, убедились сами израильтяне при разглядывании осколков. Скрижали были разбиты, потому что Израиль оказался не в состоянии воспользоваться ими45, причем разбитое, как явствует из Зогара, представляло собой не только письменный, но и внутренний и устный Закон46. Смысл в том, что более высокий порядок освобождения и милости, входящий в него, откровение тайного единства, – все это отныне было сокрыто. Проклятие, которому подпал мир вследствие грехопадения и которое было снято с него на тот краткий момент, когда народ вступил в сень горы Синай47, вновь нависло над ним. Скрижали изошли из той сферы, откуда исходят всяческие свободы и которой они обоснованы48. Над мистической горой реяло сладостное благоухание, потому что святости Высшего Мира источают его, однако он рассеялся в тот самый миг, когда народ поклонился литому тельцу49.

    В Зогаре говорится, что на вторых Скрижалях была другая запись; это был компромиссный Закон, приспособленческий в своем роде, Закон разделения на мое и твое – запрета и отказа, закон крепостной зависимости. Он был все равно сакрален по самой своей сути, поскольку являлся тенью первоначального замысла, но его отдаленным отблеском. Не знаю, утверждается ли напрямую, что это дело Древа Познания, но такой вывод напрашивается из многочисленных высказываний в Зогаре. А Тайное Учение вместе со всем Устным Законом, которым это Учение окружено, – это Древо Жизни; но искусство овладения им долгое, и из всех Сынов Учения, из всех его законных наследников, полагаю, только о рабби Шимоне можно со всей ответственностью сказать, что он обладал им во всей полноте50. Нам известно, что с его уходом кончилось царство достоверности и ясности, и Тайный Закон пытались постичь в его сокрытости как бы на ощупь, он больше не представал посвященным во всей своей явленности, как раньше, когда они видели его словно в ярких лучах полуденного солнца. Еще многое можно было бы сказать на эту тему, но мне кажется, моя задача исполнена. Добавлю только, что за всеми облачными сияниями и иносказаниями нельзя не почувствовать острую потребность в изучении внутреннего смысла, которая с настоятельной необходимостью вменяется в Зогаре тем, кто вступает в реальное наследие избранных. Итак, подведем итог: Моисей дал Израилю другие Скрижали, и они были со стороны Древа Познания Добра и Зла, откуда происходит Закон. Первые Скрижали происходили от Древа Жизни.

    Добавлю, что Письменный Закон, судя по всему, представлен словом «Даат», или Знание51: он завершается в духе традиции. Доктрину иногда называют Хохмой, или Мудростью, а иногда Биной, или Разумом/Разумением52. Традиционный Закон вышел из Письменного Закона, как женщина была изведена из мужчины, по Тайне Сада, – но об этом мы уже знаем. Он может существовать только в согласии с Письменным Законом; но мне кажется, что зогарическая трактовка его подсказывает, что он рассматривался скорее как вьючное животное – тот самый осел известного сравнения, о ком уже шла речь, – на кого Царь и Царица Сокровенных Таинств никогда не должны были садиться53. Есть еще один знаменательный момент, связанный с Устным Законом, суть его в том, что, хотя он бальзам для праведных, для нечестивых он смертельный яд54. То же самое, насколько я знаю, говорится о Эликсире Алхимии. Поэтому афоризм звучит не как vel sanctum invenit, а vel sanctum facit, однако я полагаю, что есть сердце Доктрины, где добро заполняет нас целиком и полностью, по мере того как изучающий ее углубляет свое понимание. Беда лишь в том, что после вкушения от Древа Познания годы и века мы все еще остаемся необученными детьми и не ведаем, по существу, ни добра, ни зла.

    Я уже напоминал читателю, что Моисей был погребен вне пределов Святой Земли, «и никто не знает места погребения его даже до сего дня»55. Но, по Зогару, это место погребения означает Мишну56. Тайная Доктрина была введена в письменное слово – таков конец всех откровений57. Но традиция говорит, что глубинный смысл – подобно духу Моисея – остался у старейшин и передавался тайно.

    Примечания

    1 Втор., 34: 10.

    * Там же, 34: 1.

    2 Там же, 34: 6.

    3 Там же, 34: 10.

    4 Исх., 2: 1.

    5 Там же, 2: 1.

    6 Там же, 2: 2.

    7 См.: Zohar. Pt. II. Fol. 11a–12a; Pt. III. Fol. 48–52. Самым загадочным образом, превосходящим даже обычную витиеватость текста Зогара, сказано, что этим «некто» (мужем) из племени Левиина был архангел Гавриил, которого именуют «некто» (муж), как написано: «Муж Гавриил, которого я видел прежде в видении» (Дан., 9: 21). «Племя Левиино» или «дом Левиин» означает Общество (Общину) Израиля – вероятно, ссылка на Школу Святости наверху в сфире Бина. Дочь Левиина – это душа. Смысл в том, что земные родители Моисея лишь олицетворяют все это.

    8 Ин., 1: 13.

    9 Сказано, что отец Моисея был обручен Шхине, – в том, очевидно, смысле, что она была расположена к нему или осеняла его. Иначе он и не мог бы родить Законодателя Израиля. Но к этому еще добавлено, что дочь Левиина, с которой он обручился, была Шхина – вероятно, в том смысле, что она олицетворяла ее здесь, на земле (Zohar. Pt. II. Fol. 19a; Pt. III. Fol. 92; Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 83).

    10 Ibid. Pt. II. Fol. 78b; Pt. III. Fol. 329.

    11 Пс., 17: 11.

    12 Zohar. Pt. III. Fol. 260b; Pt. VI. Fol. 7.

    13 Ibid. Pt. I. Fol. 234b; Pt. II. Fol. 523. Эта позиция мотивируется тем, что для полноты совершенства необходимо не только единство со всем, что наверху, но и со всем, что внизу. Талмудическую традицию по этому вопросу найдем в трактате Шабат, хотя высказываемое там расходится с Зогаром, поскольку в трактате факт Моисеевой отделенности от жены приводится в числе его величайших заслуг.

    14 Исх., 18: 5.

    15 Zohar. Pt. III. Fol. 223a; Pt. V. Fol. 564.

    16 Ibid. Pt. III. Fol. 180a; Pt. V. Fol. 472.

    17 Ibid. Pt. II. Fol. 69b; Pt. III. Fol. 308. Аргумент носит чисто казуистический характер и строится на том, что в Писании якобы дети Моисея усваиваются только его жене, а затем – в высказывании рабби Шимона, искажающем Исх., 18: 5, – утверждается, будто Иофор привел к Моисею своих собственных сыновей.

    18 Втор., 3: 26.

    19 Zohar. Pt. III. Fol. 260b; Pt. VI. Fol. 7.

    20 Ibid. Pt. I. Fol. 286b; Pt. VI. Fol. 72. Что следует из слов: «Моисей сказал Ему: если Твое Присутствие не пойдет с нами, не выводи нас отсюда» (Русская синодальная Библия: «Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты сам с нами, не выводи нас отсюда». – Пер.).

    21 Ibid. Pt. II. Fol. 37b; Pt. III. Fol. 178.

    22 Действием благодати Закона, содержавшегося в первых Скрижалях.

    23 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 447.

    24 Ibid. Pt. II. Fol. 5a; Pt. III. Fol. 19.

    25 Кроме, разумеется, естественной интерпретации, что если пророк и поступил так, то исключительно по указанию Святого Благословенного.

    * О мистике Меркавы см.: Шолем Г. Указ. соч. Гл. II.

    26 Zohar. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 179.

    27 Ibid.

    28 Ibid. Pt. II. Fol. 99a; Pt. III. Fol. 398.

    29 Ibid. Pt. III. Fol. 261b; Pt. VI. Fol. 10.

    30 Ibid. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189.

    31 Ibid. Pt. I. Fol. 52a, b; Pt. I. Fol. 302, 303. См. также: Ibid. Pt. I. Fol. 36b; Pt. I. Fol. 226. Может быть, за этим стоит не более чем произвольное суждение. С точки зрения зогарических учителей, в первых Скрижалях Закона, должных быть обнародованными, было нечто столь грандиозное и превосходящее весь привычный жизненный опыт падшей человеческой природы, что для Израиля это было Законом Рая, и приятие его ими предполагало возвращение к райскому состоянию.

    32 Исх., 19: 8.

    33 Канон критического подхода достигается, как кажется, при противопоставлении двух пассажей Писания: «И увидел Израиль силу великую [великое дело], которую явил Господь» (Исх., 14: 31) – что во французском переводе Зогара передано как: «И увидел Израиль руку великую Господа», следуя, по-видимому, за Вульгатой («Et manum magnam quam exercuerat Dominus contra eos») (Русская синодальная Библия: «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь») – что, как предполагается, следует понимать в том смысле, что Израиль созерцал небесный блеск (сияние) и наслаждался видением вышних светов. Второй пассаж звучит так: «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх., 34: 30). Чтобы выявить смысл этого сопоставления, достаточно заметить, что первый отрывок относится к периоду сразу после перехода через Чермное море и не имеет ни малейшего отношения к пребыванию народа у подножия горы Синай, что произошло через три месяца (Исх., 19: 1).

    34 Исх., 32: 19.

    35 Zohar. Pt. I. Fol. 63b; Pt. I. Fol. 371.

    36 Ibid. Pt. I. Fol. 63b; Pt. I. Fol. 371. Одним из результатов этого отделения от змея, по мысли Зогара, должно было быть упразднение смерти.

    37 Ibid. Pt. II. Fol. 84a, b; Pt. III. Fol. 347.

    38 Ibid. Pt. II. Fol. 84b; Pt. III. Fol. 348.

    39 Ibid. Pt. III. Fol. 271b; Pt. IV. Fol. 27; Pt. III. Fol. 273; Pt. VI. Fol. 39.

    40 Ibid. Pt. II. Fol. 226b; Pt. IV. Fol. 248.

    41 Ibid. Pt. II. Fol. 84b; Pt. III. Fol. 348. См. также: Ibid. Pt. II. Fol. 84a; Pt. III. Fol. 347.

    42 Ibid. Pt. II. Fol. 84a; Pt. III. Fol. 347.

    43 Исх., 32: 19. В Зогаре говорится, что они сами выпали из его рук (Zohar. Pt. II. Fol. 195a, b; Pt. IV. Fol. 188).

    44 Ibid.

    45 Ibid. Pt. I. Fol. 26b; Pt. I. Fol. 167.

    46 Ibid. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 181. «И сказал Господь Моисею… и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые я написал для научения их» (Исх., 24: 12). По Зогару, слово «закон» означает написанное, а слово «заповедь» относится к устному Закону (Zohar. Pt. III. Fol. 40b; Pt. V. Fol. 109).

    47 Ibid. Pt. II. Fol. 26b; Pt. I. Fol. 22b.

    48 Ibid. Pt. III. Fol. 6b; Pt. V. Fol. 17.

    49 Ibid. Pt. II. Fol. 61b; Pt. V. Fol. 170.

    50 Разумеется, надо понимать со дней патриархов и пророков. Что касается дела Древа Познания, Закон, с этой точки зрения, предназначен был сохранить представителей избранного народа по образу размножения человеческого рода в мире вне пределов мистического Сада Эдема; дело же Древа Жизни для тех, кто продолжал бы бытие под ним, заключалось в мистическом положениии размножении. Нет оснований полагать, будто Сыны Учения постигли эту тайну во всей полноте: они приподняли край за весы.

    51 Ibid. Pt. I. Fol. 48b; Pt. I. Fol. 282.

    52 На основании того, что она образована «Полным Именем» – то есть Яхве Элохимом, Божественным Мужчиной и Женщиной.

    53 Он подобен мулу из Истории Святого Грааля – «животное на стороне Бога».

    54 Ibid. Pt. I. Fol. 268a; Pt. II. Fol. 633, 634.

    55 Втор., 34: 6.

    56 Zohar. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 175.

    57 Мишна – это служанка, занимающая место госпожи (Ibid. Pt. I. Fol. 28b; Pt. I. Fol. 175).

    Категория: Статьи | Просмотров: 997 | Добавил: libier | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Обучение эзотерике
    Рассылки Subscribe.Ru
    Эзотерический вестник Александра Либиэра
    Подписаться письмом
    Поиск
    Категории раздела
    Видео [133]
    Видео-практики и семинары [281]
    Музыка. [1771]
    Вебинары. [31]
    Аудио-книги. [364]
    Аудио-практики. [127]
    Статьи [1132]
    Текстовые архивы. [1756]
    Программы для развития/софт. [18]
    Фотоподборки. [7]
    Календарь
    «  Июнь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Радио
    Курс биоэнергетики
    Курс астрологии
    Лёгкие заработки
    Заработок
    Бесплатная раскрутка, накрутка, продвижение в социальных сетях - SMOFast 2.0
    Реферальные банеры
    CashTaller.RU
    WMRFast - лучшее место для заработка
    Раскрутка

    Бесплатный автосерфинг


    ...
    RotaPost - Эффективная реклама в блогах



    ...
    покупка вечных ссылок
    Фото дня
    Copyright Libier © 2024